Светлана Николаевна Третьякова преподаватель Варненской ДШИ по теоретическим дисциплинам и хоровому классу План I. Может ли помочь педагогу знакомство с принципами К.Орфа? Возможно ли применение их в педагогическом процессе ДМШ. На каких уроках преимущественно? В каком направлении? Вопрос о возможности применения Орф-принципов влечет за собой очевидный ответ: это одна из самых прямых дорог к ребенку. И абсолютно не важно, какая это дисциплина, групповой это урок или индивидуальный. Предложенная мною тема, включает в себя цикл занятий, используемых на уроках сольфеджио и хора, где игра и фантазия вполне естественны. Такие занятия дают самое широкое поле для педагогических импровизаций в русле «Орф-педагогики». II. Занятия- исследования «Музыкальные узоры». Цели и задачи: 1)Дать детям представления о простейших способах графической фиксации звуков – о музыкальных линиях и точках. Формировать слухо-двигательно-зрительные представления о музыкальном пространстве и музыкальном времени. 2)Дать возможность детям исследовать и изучать на практике возможности своего голосового аппарата. 3)Развивать вокально-интонационные навыки ребенка. 4)Дать представление о возможных вариантах движения музыкальной линии. 5)Развивать фантазию детей в поисках способов фиксации звуков. Целью всех заданий и упражнений здесь являются исследование, творческое открытие знания, игра с этим новым знание, импровизация. III. Задания и упражнения, используемые на данном занятии. 1) «Разминка, прямые линии» 2) «Эстафета» 3) «Два друга» 4) Начинка-серединка» 5) «Пирамида» 6) «Угадайка» 7) «Маленькие и большие волны» 8) «Капельки дождя» 9) «Солнышко» Основная часть Может и помочь педагогу знакомство с принципами К.Орфа? Возможно ли применение их в педагогическом процессе ДМШ. На каких уроках преимущественно? В каком направлении? Все великие педагоги ( не побоялись так назвать и Карла Орфа) шли к одной цели и пытались в своей практической деятельности и в теоретических обобщениях дать ответ на вопрос вопросов любого мыслящего деятеля: как ввести маленького ребенка в накопленный человечеством веками огромный опыт за ограниченное, отпущенное на учение время, не «навредить» при этом не нарушив естественных процессов взросления, становления души, постепенного физического мужания, иными словами не совершая насилия над детской психикой, не лишая ребенка нормального ощущения своего «Я» в этом мире. Дистанция между сущностью ребенка и той задачей, что ставит официальная педагогическая система такая, какой мы ее имеем на пороге нового века, принимает угрожающие размеры. Избежать катастрофы (а разве не катастрофа – сломать в ребенке веру в себя?), трагедий (разве не трагедия, когда ребенок часто заболевает от перегрузок ученичества), драматических ситуаций (это ведь драма, если ребенок хронически боится и не любит учение) безусловно «призваны» помочь принципы Орф-педагогики. Причем пытаясь их постичь, погружаясь в суть этих идей, сам педагог (не важно молод он, неопытен, или «матерый стажист») невольно начинает смотреть на мир и многие явления в нем глазами своего ученика. Он вынужден возвратиться в детство, чтобы повернуться лицом к ребенку и вместе с ним еще и еще раз пережить радость открытия мира и сотворчества. Поэтому вопрос о возможности применения Орф-принципов влечет за собой очевидный ответ: это одна из самых прямых дорог к ребенку и абсолютно неважно, какая это дисциплина, групповой это урок или индивидуальный. Разумеется удобнее заниматься с группой детей, ибо творческие импульсы, идущие от круга маленьких людей, пересекаясь, рождают за собой все новые и новые. Отсюда, уроки хора и сольфеджио, где игра и фантазия вполне естественны – дают самое широкое поле для педагогических импровизаций в русле «Орф-педагогики». На начальном этапе обучения детей вокально-интонационным навыкам, развития творческого начала в ребенке, целесообразно использовать в работе игровые виды деятельности. Одну из игровых моделей хочется вам представить. Это занятие-исследование «Музыкальные узоры». На таком занятии педагог дает детям представление о простейших способах графической фиксации звуков – о музыкальных линиях и точках. Формирует слухо-двигательно-зрительные представления о музыкальном пространстве и музыкальном времени. Дает возможность детям исследовать и изучать на практике возможности своего голосового аппарата. Развивает вокально-интонационные навыки ребенка. Дает представление о возможных вариантах движения музыкальной линии. Развивает фантазию детей в поисках способов фиксации звуков. На таких занятиях дети свободно поют на различные слоги и гласные, включая движения тела и рук. Целью всех заданий и упражнений здесь являются исследование, творческое открытие знания, игра с этим знанием, импровизация. Все упражнения можно использовать в качестве голосовой разминки на уроках сольфеджио и на занятиях в хоровом классе.
|