Главная » Статьи » Статьи |
Джеймс Брага, автор известного пособия по гомилетике (по которому училось не одно поколение проповедников), писал: "Каждый священник должен быть знаком с "семью последними словами", то есть фразами, произнесенными Христом после распятия. Очень важно подготовить, по крайней мере, две или три проповеди на основании этих слов Иисуса…". Однако, гораздо раньше подобная идея пришла в голову музыкантам. Первое произведение на эту тему написал выдающийся немецкий композитор, протестант Г. Шютц (1585-1672). Ну, а затем… В 18-м веке та же мысль озарила одного
испанского католического священника, чье имя, к сожалению, историкам неизвестно.
Этот служитель предложил нескольким композиторам своего времени, в том числе
и Йозефу Гайдну, своего рода "заказ", который звучал примерно
так (за точность перевода не ручаюсь): Согласитесь, для настоятеля католической церкви в провинциальном испанском городке Кадис, да еще в 18-м веке - идея более чем смелая. Неудивительно, что никто из профессиональных церковных композиторов того времени не откликнулся на предложение "прогрессивно настроенного" священника. Никто - за исключением Гайдна. (Не будем осуждать других авторов. Все знают, что шутки с Римско-Католической Церковью 18-го века были не просто плохи, но и опасны, особенно перед лицом набиравших силу протестантизма, рационализма и либерализма…). Но к этому времени Гайдн стал уже признанным, известным композитором, "верным сыном Католической Церкви", автором четырнадцати месс, двух Te Deum, одного "Стабат Матер" и многих церковных гимнов. Однако (что для нас важнее!), он был новатором (сегодня его назвали бы "авангардистом"), он искал другие пути для принципиально нового типа музыкального богослужения, и идея испанского священника захватила его полностью. По совместно разработанному композитором и настоятелем плану это сочинение должно было исполняться раз в году, на Предпасхальную неделю (а в какую еще неделю прихожане смогли бы выдержать 7 проповедей подряд? Да еще - учитывая медленный характер музыки?!) Кстати, это было реальной проблемой. Ведь библейский текст (к чести католического священника, он, как и протестант Шютц, решил точно придерживаться Библии) повествует о самых страшных страданиях в истории человечества! Разве можно выразить "страсти" Спасителя в подвижных, быстрых темпах? Конечно, нет. Автор нашел идеальное решение: в качестве финала он написал виртуозную пьесу "Землетрясение", основанную на Мф. 27:51 ("И вот, завеса в Храме разодралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись"). Эта пьеса и стала той эффектной музыкальной концовкой, о которой думал священник. (Интересно отметить, что Гайдн настоял на своей точке зрения, и "Землетрясение" было исполнено непосредственно после седьмой пьесы, attacca subito, без перерыва на проповедь.) И вот, весной 1785 года в захолустном испанском городке
Кадис, в помещении давно не знавшей ремонта церкви, состоялась премьера
нового музыкально-религиозного действа. С тех пор и доныне это уникальное произведение Гайдна вызывает почти такую же реакцию, и уже не только со стороны убежденных христиан, но и со стороны скептически настроенных музыкальных критиков. Некоторые приписывают это сочинение к самым слабым opus'ам композитора, другие считают его самым ярким, попросту гениальнейшим из всего гайдновского наследия. (Многие из моих знакомых полагают, что "Семь Слов" Гайдна даже сегодня более "авангардны", чем те же "Семь слов" С. Губайдуллиной, сочинения А. Шнитке и другие произведения корифеев современной композиции…) Но лично меня, и как музыканта и как богослова, всегда интересовал вопрос: "А что люди думали о себе, о своей жизни и творчестве сами?" За примерами далеко ходить не надо: исторические церкви часто провозглашали тех или иных верующих "святыми". Если отвлечься от чисто богословского, вербального определения святости (ивр. "кадош", гр. "хагиос" - отделенный), то те же Франциск Ассизский, Серафим Саровский, Макарий, да хоть тот же апостол Павел (Рим. 7) и герои ТаНаХа считали себя законченными грешниками… Так и в музыке. Например, мы можем спорить о том,
какая из бетховенских сонат более совершенна, потому что Бетховен не оставил
нам своего личного мнения по этому поводу. Но что происходит с "Семью
словами Спасителя" Гайдна? Сначала автор пишет ораторию, затем - только
симфонический вариант (без хора), спустя некоторое время - версию для струнного
квартета (наиболее популярную в наше время), а позже - то ли он сам, то
ли его неизвестный ученик - создает фортепианную (клавирную) обработку того
же самого сочинения с незначительными фактурными изменениями! Уже из сравнения различных вариантов можно догадаться о том, как ценил Гайдн этот свой opus, какое значение придавал ему автор более чем ста симфоний и массы других, и светских и религиозных произведений… Крайне трудно понять и полюбить это сочинение сразу.
Особенно сейчас, когда мы, за редкими исключениями, слышим его в исполнении
струнных квартетов. Большинство любителей классической музыки в наше время
попросту незнакомо с библейским текстом. Современные музыковеды и журналисты,
сыплющие цитатами, вроде "не судите, да не судимы будете", "тайна
за семью печатями", "время разбрасывать камни, и время собирать
камни", "не сотвори себе кумира" и так далее в принципе не
знает основополагающие догматы как иудаизма, так и христианства. Оно начинается медленным, торжественным Вступлением,
в котором, однако, уже слышны нотки предстоящих страданий. (Красоту этой
интродукции невозможно описать человеческими словами). Далее следуют семь
независимых (или "самосодержащих") сонат. Первая из
них написана на тему "Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят".
В этой сонате композитор передают Человеческую Сущность Мессии. Поэтому Гайдн строит эту сонату на звуковых контрастах: forte - piano. Конечно, вся музыка проникнута глубокой скорбью, но в forte скорее изображены страдания Иисуса, а в piano - Его любовь к падшему человечеству… Вторая соната написана на текст "…
ныне же будешь со Мною в раю". Мы часто задаем себе вопрос: если Бог добр, то почему
так много зла? Да, мы болеем. Да, мы страдаем. Да, в конечном счете все
мы умрем… Быть может, поэтому грустный минор второй сонаты
дважды переходит в светлый до-мажор (но с повторением той же самой главной
темы!). Третья соната написана на тему "Се,
Матерь твоя!". Четвертая соната (фа-минор) написана на довольно трудную теологическую тему:
"Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?" Но, в сути, ничего
особенно трудного в этой теме нет, если вспомнить главный христианский догмат
о природе Спасителя: Он является 100%-но Богом и 100%-но Человеком в Одном
Лице. Пятая соната (…"Жажду!") - одна из самых трудных и для понимания, и для исполнения. Особую трудность она представляет для пианистов, незнакомых с версиями для квартета и оркестра с хором. Пианисту, разумеется, хочется "выжать" из инструмента максимум красивого, поющего, "роскошного" звука, хотя первые такты медленной разбивки ля-мажорного трезвучия в струнном варианте написаны сухим стаккатным пиччикато, рисующим максимально правдивую картину жажды человека, уже не первый час распятого на кресте. Лишь изредка этот жестокий характер сонаты прерывается короткими мелодическими вскриками, да еще в короткой разработке Гайдн создает медленную, неумолимую как шаги командора, и оттого еще сильнее поражающую наше воображение, тему мучения жаждущего человека. Никто из нас с вами не в состоянии понять и испытать на себе ту страшную муку жажды, которую испытал Иисус. Конечно, все распятые испытывали это невообразимое мучение, но в данном случае - вместо нас этот кошмар, перед которым бледнеют самые изощренные способы пыток, испытал Богочеловек, Тот, Которым и для Которого все сотворено, благодаря Которому мир еще существует (Кол. 1:16-17). Эта соната - страшная пьеса. Она страшна в своей реальности, правдивости, антигуманизме, высочайших требований Бога к человеку, в выражении абсолютной Божьей справедливости и… в выражении беспредельной Божьей милости и любви к падшим людям… Шестая соната ("Свершилось!") говорит нам о конечном акте искупления человечества. Гайдн начинает ее медленными унисонными октавами, как бы демонстрируя ими всю тяжесть и скорбь Совершенной Жертвы Умилостивления. Эта соната - одна из самых грустных во всем цикле. Иной раз, когда струнники торопятся в медленных шестнадцатых, устраивая из скорбной музыки своеобразный "танец", становится просто тяжело слушать. А музыканты, напротив, боятся, что более медленный темп слушать будет еще тяжелей… Ведь в шестой сонате композитор, скорее, пытается передать свои индивидуальные переживания, рассказывая о своем собственном взгляде на всеобщую греховность и на то, чего стоил Богу наш грех и его искупление. В своей Седьмой сонате автор иллюстрирует последние слова Господа перед смертью (да и саму смерть Искупителя!): "Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сказав сие, испустил дух". Заканчивается ли здесь это уникальное произведение великого композитора? Нет, напротив, сразу за несколькими "угасающими" аккордами, иллюстрирующими смерть Христа, автор неожиданно переходит к завершающей части своего гениального цикла - пьесе Землетрясение. Это уже не соната, это - крайне трудное и для пианиста,
и для хора, и для квартета произведение, требующее от исполнителей не только
виртуозной техники, но и глубокого проникновения в саму суть библейского
текста. Вспомним этот текст: " И вот, завесав храме разодралась надвое,
сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись …" Вспомним,
что завеса в храме отделяла помещение "святое" от главной комнаты,
называемой "святая святых", где, в соответствии с Торой, обитала
шехина Божьей славы. Разорвав завесу сверху до низу, Бог Израилев
явно продемонстрировал людям, что отныне Он не обитает в храме. Это покаяние Гайдн не описал (и так сочинение получилось
очень длинным!), но его "отголоски" мы все-таки слышим в "Землетрясении".
| |
Категория: Статьи | Добавил: padre_gabriel (07.07.2009) | |
Просмотров: 1838 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/4 | |
Всего комментариев: 2 | ||||||||||||||||||||
|
|