Среда, 27.11.2024, 03:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Интересное...
Главная » Статьи » Статьи

Конфликт педагога и ученика.
Конфликт педагога и ученика.
Евгений Кисин Педагог - это скорее признание, чем профессия...

"Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать,
определять как объекты, как вещи, с ними можно
только диалогически общаться. Думать о них -
значить говорить с ними. Иначе они тотчас же
поворачиваются своей объектной стороной:
они замолкают, закрываются и застывают
в завершенные объектные образы".
М. Бахтин

Проблема общения между педагогом и его воспитанником одна из самых центральных и актуальных, от которой зависит результативность процесса обучения. По-моему вся сложность отношений связанна со спецификой педагогического труда и зависит от многих факторов. Педагог пришёл на занятие сегодня в хорошем настроении, завтра в плохом, у учащегося Иванова болит голова; Сидоров влюбился; у Петрова болят руки.

Совсем недавно, размышляя о проблеме взаимопонимания учителя и ученика я пришла к Нейгаузовской мысли о том, что талантливый педагог и бездарный ученик - малопроизводительное сочетание, как бездарный педагог и талантливый ученик. Подобное к подобному - это один из самых разумных принципов при разрешении проблемы "учитель и ученик". Возможно полное взаимопонимание учителя и ученика - одно из важных условий плодотворности педагогического процесса.

Думаю, что в этой гениальной мысли заключён идеал педагогического взаимодействия, но даже и он недолговечен, потому что его участники - это "живой" растущий и изменяющийся со временем материал: каждый талантливый ученик перерастает своего педагога, а бездарный педагог или ученик со временем становится менее "бездарным". Любое человеческое общение является залогом развития.

Вернусь к процессу не идеального индивидуального музыкального урока, эффективность которого напрямую зависит и определяется взаимоотношениями между учителем и учеником, поскольку, именно отношения являются воспитывающим, т.е. изменяющим личность фактором.

Каждому педагогу-музыканту и ученику хорошо знакома возникающая на уроке атмосфера непонимания. И как порой сложно найти точку взаимопонимания, которая удовлетворяет обе стороны и уравновешивает творческие интересы. Мне вспоминается случай из собственного опыта, когда, придя на урок специальности, я почему-то упрямо не хотела вникать в смысл сказанного педагогом и выполнять его указания. В конце урока мой учитель, закрыв ноты внимательно посмотрел на меня и спросил: "люблю ли я своих родителей?" Ответом на столь странный вопрос был мой молчаливый и удивлённый взгляд. Он всё же продолжил: "Я думаю, что нет, так как сегодняшний урок прошёл впустую. Если бы твоя любовь к родителям была искренней и глубокой, то и твоё отношение к занятиям было бы совсем не таким, как сегодня".

Я вдруг представила себе своих родителей, которые усердно работали, многим жертвуя, стараясь дать нам самое лучшее образование, и мне стало так стыдно и так тяжело на душе. Слова моего учителя стали важными и путеводными для всей моей дальнейшей жизни и не только учебной. "Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей", - так говорили учителя древности.

Многие педагоги-музыканты считают, что резкое расхождение художественных идеалов учителя и ученика является причиной конфликта. Лучшее тому доказательство - сам Лешетицкий, удаливший безнадёжного своего ученика Задору, который, перейдя к другому педагогу Бузони, сделался через некоторое время известным пианистом. Дело тут не в том, что Бузони был лучшим педагогом, чем Лешетицкий: скорее наоборот. Но у Задоры с Лешетицким не было художественного контакта, общего языка в музыке, который нашёлся у Задоры с Бузони. Этот пример показывает, как важно, "чтобы тот, от которого мы хотим научиться, соответствовал нам по своей художественной природе. Но ведь бывает, что и близкие по духу личности со временем теряют общее взаимопонимание и пути их расходятся в разные стороны, и, наоборот, часто совершенно различные по своим творческим устремлениям музыканты, с интересом прислушиваясь к друг к другу, начинают мыслить и действовать вполне гармонично. Думаю вышеуказанный пример и другие аналогичные примеры из музыкально-педагогической практики являются исключением, чем закономерностью, потому что общности интересов мешает скорее не различие индивидуальностей, а отсутствие того межличностного этического и нравственного диалога, который так необходим процессу педагогического взаимодействия и на основе которого на протяжении длительного периода складывается и вырастает искреннее взаимодоверие, духовное единство, дружба, а иногда даже и нечто более сильное.

Я уверена, каждый ученик мечтает учиться у "идеального" педагога, сочетающего профессиональный и духовный потенциал, стремится получить не только систему предметных знаний, но и ощутить себя личностью, желает быть понятым своим учителем. Во все времена к профессии учителя предъявлялись особые критерии и ценности: "Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал". Рефреном для каждого урока, на мой взгляд, должна звучать фраза: "Я хочу понять тебя и научить..."

Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (07.07.2009)
Просмотров: 1898 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 1
0  
1 AuntQ9772   (13.04.2011 03:06) [Материал]
Хорошая статья, помогла мне разобраться в себе и моём конфликте с ученицей. Продолжать занятия с учеником, который не желает слышать учителя нет смысла.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню
Васильченко А.Г.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Миссия Д.Ойстраха и С.Рихтера
  • Культура и Искусство
  • Каталог сайтов Всего.RU
  • Ave! Классика!
  • "Лад"-центр раннего развития
  • Детское радио