КАК ФОРМИРУЕТСЯ НАША ЛИЧНОСТЬ Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок живет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия он учится находить любовь в этом мире. РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ Уважаемые родители! Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. И ваше устремление достигнет цели, если вы: 1. Знаете, что доверие - основное правило. 2. Всегда своим детям говорите правду. 3. Стараетесь быть примером для ребенка. 4. Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения. 5. Советуетесь с ребенком. 6. Не обманываете ребенка. 7. Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей. 8. Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав. 9. Постоянно читаете книги вслух вашему ребенку. 10. Осуждать ребенка за проступок, вспоминая себя в его возрасте. 11. Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом. 12. Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день. КАК НАДО ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА 1. Дети должны быть для Вас, прежде всего, не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами - они должны быть просто детьми. 2. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас, их привычек и выходок. 3. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии. 4. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности. 5. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может. 6. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим. 7. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать и обнимать ребенка - достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы - ваше прикосновение делает его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ему грустно. 8. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова. СЕКРЕТЫ ЛЮБВИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ (тайные мечты каждого ребенка) Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой. Говорите мне, что вы меня любите, даже тогда, когда мне нравится то, что я делаю. Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь. Верьте мне, с вашей помощью у меня все получится. Говорите мне, что я вам нравлюсь. Говорите, что я единственный, что вы всегда будете любить меня, чтобы не училось. Не давайте мне того, что вы сами не имеете. Спросите меня, что я делал сегодня в школе. Разговаривайте со мной, спрашивайте мое мнение. Учите меня, что хорошо и что - плохо. Делитесь со мной своими планами. Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами. Наказывайте меня, когда я поступаю очень плохо, объясните мне - за что. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте мною, а просите меня. Я знаю замечательные слова: «Я люблю тебя, мама», «Я люблю тебя, папа». Обещаю, что научусь говорить всем и вам — «спасибо», «извините», «пожалуйста». ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Правило 1. Слушая ребенка дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам, рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев: - ребенок убедится, что вы его слышите; - ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства; - ребенок убедится, что вы его поняли правильно. Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный‚ обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе "переварить" проблему. Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса. Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь , обнимите, подмигните , потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку. Правило 4. Следите за тем, каким, тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы. Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...» Памятка родителю от ребёнка • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне своё место. • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "Я вас ненавижу". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали мне. • Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком". • Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать за себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги. • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен. • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе. • Не подвергайте большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца. • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте. • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания. • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вопросы вообще, и буду искать информацию где-то на стороне. • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами. • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим. • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество. • Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она заслужена, иногда всё же забывается. А нагоняй, кажется, никогда. • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше подражая примерам, а не подвергаясь критике. • И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью! ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА? Чтобы воспитать Человека нужно: - Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему. - Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе. - Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать. - Понимать, что в любых поступках ребенка следует винить, прежде всего, себя. - Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания. - Чаще вспоминать какими были вы в возрасте вашего ребенка. - Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример. При этом нельзя: - Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не хуже и не лучше, он другой, особенный. - Относится к ребенку, как к сбербанку, куда родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее с процентами обратно - Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родители и выкормили, он вас об этом не просил. - Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей. - Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются). - Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, бабушек, дедушек, книжки. КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВ? НЕЛЬЗЯ: - Запирать его одного в темной или тесной комнате - Бить по рукам по голове и лицу - Строго наказывать и угрожать: «Позову доктора, пусть тебе укол сделают» - Пугать его животными - Заставлять неподвижно лежать, стоять и т.п. - Объявлять ребенку бойкот. ПОМНИТЕ: к страхам приводит большое количество запретов и малые количества тепла и ласки. ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ, НЕЛЬЗЯ: 1. Смеяться над ним, называть «трусишкой». 2. Высмеивать, особенно при других детях. 3. Наказывать за страх. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ? Если ребенок боится бабу Ягу, ведьму и др., то нужно: 1. Предложить нарисовать их. 2. Поиграть в сказочных героев. Если он боится темноты: 1. Не надо плотно закрывать двери в его комнату. 2. Можно совершить путешествие по темной комнате вокруг его кровати, прокладывая пути к предметам, которые понадобятся ночью. 3. Придумать игру, в ходе которой нужно входить в темную комнату, например: спрятать в квартире лакомства, и самые любимые - в темной комнате. Если ребенок боится собак: 1. Купите ему игрушечную собаку, которую он может бросать, трогать, играть. 2. Подзовите к себе забавного щенка и дайте ребенку возможность вдоволь насмотреться на его выходки, оставаясь рядом с ребенком, чтобы он не тревожился. Перед сном нельзя: 1. Устраивать шумные игры. 2. Смотреть страшные фильмы. 3. Читать сказки про волков, людоедов, злых волшебников и др. Перед сном надо: 1. Придумывать и рассказывать добрые истории из жизни белок, гномов. 2. Спокойно разговаривать. 3. Создать обстановку мира, покоя и уюта. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ? 1. Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. 2. Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает. 3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. 4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. КАКИЕ УСИЛИЯ ТРЕБУЮТСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ УПРЯМЫХ ДЕТЕЙ? 1. Надо изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной позиции: «Всегда прав взрослый». 2. Необходимо научиться относиться к ребенку не как к полностью зависимому и подчиненному существу, а как к человеку, имеющему определенные права и собственное мнение, которое заслуживает уважение. 3. Можно попробовать договориться с ребенком, пойти иногда на компромисс, но действовать надо не свысока, а на равных. ЧТОБЫ РЕБЕНОК РОС ТРУДОЛЮБИВЫМ… Чтобы ребенок рос трудолюбивым, нужно: 1. Дать ребенку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье. 2. Научить его правильно выполнять поручение, терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему в работе. 3. Добиваться того, чтобы ребенок начатое дело доводил до конца. 4. Вызывать у ребенка чувство удовлетворения, дать ему почувствовать радость труда, успеха в работе. 5. Внимательно оценивать его работу, поощрять за старание. 6. Рассказать ребенку о своей работе и товарищах по работе. 7. Не наказывать ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дать ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.
|