Главная » Статьи » Статьи |
Абсолютный слух — тема спорная, на многих интернет-форумах об неё ломаются копья, большинство хором сходится на том, что «слух развить нельзя, он либо есть, либо нет» (а тем более абсолютный), и «абсолютниками рождаются, это особый дар». Сам абсолютный слух, в понимании обывателя, это: — очень хороший музыкальный слух. Обладатель абсолютного слуха — это этакий Бэтмен в музыке, он может всё и сразу: и мелодию подобрать, и аккорды, и гитару настроить идеально, и спеть конечно же тоже не дурак. И хоть ничему не учился и играть ни на чём не умеет — всё равно всё может. И, что важно — никогда не ошибается! Дело в том, что «абсолютный слух» — это не понятие из разговорной речи. Это музыкальный термин со вполне конкретным значением. Поэтому мнение обывателей мы пока запомним, а дальше разберёмся. У музыканта, который либо знаком с термином «абсолютный слух», либо не постеснялся спросить у Яндекса, ответ будет такой: — «АС —
это способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного
звука, не сравнивая его с другим звуком, высота которого известна». То есть: сыграли вам звук. Вам не показали, какую клавишу нажали. Вы сказали: это нота ми. Сыграли мелодию. Вы сказали: соль-ми-ми-соль-ми-ми-соль-фа-ми-ре-до. И ничего не надо подбирать «методом тыка», всё и так ясно. Можно ли развить АС, ни музыканты, ни обыватели — объективно — не знают. Для объективного ответа надо попробовать развить слух у себя, у других людей, посвятить этому время, отследить результаты и их взаимосвязь с уровнем первоначальной подготовки человека, его возрастом и музыкальными способностями. И лишь потом говорить о результатах. Это настоящая исследовательская работа, немалый труд. Исследовательских работ в этой области никто из тех, кто треплется на форумах, не проводил. Из обывателей, далёких от музыки в принципе — тем более. Но поговорить о чём-то надо, копья поломать, выставить себя «знатоками». Поэтому появляются — внимание! — появляются МИФЫ: МИФ #1Абсолютный слух — это ЧУДО. Если у меня есть абсолютный слух — я могу всё!!!! Я могу подбирать аккорды, мелодии, я могу громко и чисто петь. Мне не надо учиться музыке, мне не надо знать правила, не надо строить гаммы и изучать сольфеджио. Мне обязательно учиться играть и не надо знать, где какие ноты на гитаре — я и так её настрою! Ведь у меня есть это ЧУДО — абсолютный слух!!!! Но… (продолжает обыватель, слегка всхлипнув)… у меня нет этого слуха. Это же чудо. А ко мне волшебник на голубом вертолете не прилетал. Ведь абсолютный слух — это… МИФ #2Абсолютный слух — это врождённое!!! Увы, нет. Музыка в целом, и гаммы как её часть — это часть нашей культуры. Музыкальные строи, лады, гаммы, теория и т.п. — появились в результате развития человеческой культуры. Они не были такими «от природы». Ещё раз, для тех, кто в танке. Врождённым может быть только то, что относится к чистой биологии. Рефлексы, например. Вот ребёнок, у него отличная зрительная память. Врождённая. Покажите
ему алфавит — запомнит, читать научится. А оставьте его Маугли среди
зверей — не научится. Вот смотрите, откуда всё взялось: То есть, мы слышим звуки (воспринимаем колебания) в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. И так далее по шкале. Высокие звуки — выше частота, низкие — ниже.
На октаву выше — частота в 2 раза выше. Ля 1-й октавы 440, ля 2-й 880,
всё остальное поделено на 12 частей внутри октавы (основных нот 7, но
есть ещё до-диез, соль-диез, и т.п., а всего 12, поэтому 12 частей). В привычной нам шкале, в традициях европейской музыки, минимальное расстояние между звуками — полутон. В традициях других культур используются и меньшие расстояния, например, ½ полутона (или ¼ тона) и меньше — у индийцев, персов и т.д. Точка отсчета — Ля 1-й октавы, 440 Гц. Почему именно 440 Гц? А потому, что в 1939 году международная конференция в Лондоне приняла именно эту частоту за стандарт. А раньше нота Ля была ниже. «Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона. Еще в 1619 году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц. … В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4 440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени». (Журнал «Звукорежиссер», октябрь 2003, http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/10/aldo.htm) Так вот и представьте. Вот вам и абсолютный слух, врожденная якобы способность, ЧУДО. Так что же есть, раз чуда нет?Есть абсолютный слух. Как способность запомнить высоту звуков, из
которых состоит принятый в современной музыке звукоряд. В котором ноте
ля соответствует частота в 440 Гц, а октава делится на 12 частей. Чего-то уникального, мега-супер-пупер-офигенного в этой способности запомнить высоту отдельных нот, Чуда, Которое Было Бы Принципиально Невозможно — я не вижу, скажу честно. Что тогда было с людьми, которые «родились» со слухом?Они от природы: Что делает курс развития абсолютного слуха?С помощью курса можно запомнить высоту нот. Чтобы вы слышали звук и тут же вспоминали его название (ля, си и т.д.). Частые вопросы по АСБудет ли развитый абсолютный слух давать такие же побочные эффекты, как у «врожденного»? Говорят, от каждой фальшивой ноты человек мучается. Доводить это до такой степени чувствительности, как у «врожденных» абсолютников — не нужно (и не факт, что получится). А значит, побочных эффектов у вас не будет. Слух — явление зонное. То есть, за каждую ноту отвечает «зона». Ля это не всегда точно 440 Гц. А промежуток от 435 до 445 Гц. «В музыке, область, в пределах которой могут меняться физические
количественные характеристики звука (частота колебаний, состав,
интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии
его качества как данного звука. В частности, каждой ступени
музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.) соответствует не одна
частота, как в математически выраженном строе,
а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой
октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число
колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот
называются звуковысотными зонами». Можно ли все ноты тупо «задолбить»? Я вот сидел-сидел, долбил-долбил ноту «до», так и не запомнил. Так а что же делать? Я всё равно хочу моментально подбирать,
понимать где какая нота звучит, чисто петь, настраивать гитару и писать
свою музыку! «Просто музыкального слуха», имея который, можно делать «всё» — не бывает. Словосочетание «музыкальный слух» — это поверхностное, обиходное выражение. Точнее было бы сказать «музыкальные способности». А слух бывает: — абсолютный (слышите мелодию нотами) — относительный (определяете расстояния между звуками) — гармонический (понимаете, где какой аккорд был взят. Аккорд — это сочетание звуков, от 3-х и более, в отличие от мелодии, где звуки идут по одному). Если вы хотите с ходу подбирать мелодию —
вам нужны относительный и абсолютный слух. В принципе, можно обойтись
относительным, и каждый раз «тыкаться» по инструменту в поисках нужных
нот. Если вы хотите подбирать аккорды —
вам нужен гармонический слух и музыкальная теория (в которой объяснены
принципы, как строится музыка, где какой аккорд берётся, какие бывают
их сочетания и т.д.) Если вы собираетесь писать музыку — вам нужно всё. Относительный, гармонический, музтеория, абсолютный слух тоже пригодится. Если вы собираетесь петь, учтите, в пении участвует 2 составляющих: голос и слух. То есть, сначала вам надо определить, чего же вы хотите, Если решается несколько задач — нужно несколько навыков. Они работают вместе. Всё. А чуда, скажу вам по секрету — не бывает. Чтобы получить какой-то
навык, нужно работать. Хорошая новость в том, что, если вы любите
музыку — для вас это не работа, а удовольствие. Заодно отличный тест —
нужна ли вам вся эта музыка, на самом деле :) | |
Категория: Статьи | Добавил: padre_gabriel (11.08.2009) | |
Просмотров: 2088 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2 | |
Всего комментариев: 1 | |||||||||||||||||||
|
|