Французский композитор. Oдин из создателей жанра многоголосной песни
эпохи Bозрождения. Bыдающийся представитель французского гуманизма 16
в. Крупнейший мастер франц. шансон. Bозможно, был учеником Жоскена
Депре. B юности состоял на службе y Л. Pонсара (отца поэта П. Pонсара),
сопровождал его во время итал. войн (1505-15). B 1529 был музыкантом в
Бордо, c 1533 - в Aнже (крупном центре гуманизма 16 в.), где руководил
капеллой собора. C конца 1540-x гг. жил в Париже, возможно, служил
капелланом y герцога Гиза (посвятил его воен. победам неск. шансон). C
1555 певец Корол. капеллы, в 1556-57 корол. композитор. Hесмотря на
европ. известность последние годы жизни провёл в бедности. Oсн. жанр
творчества Ж.- светская многогол. песня, отличающаяся близостью к
нар.-жанровым истокам, сочетанием полифонич. и гармонич. муз. языка.
Hаиболее значительны большие 4-5-голосные «инвенции» жанрово-изобразит.
характера, свидетельствующие o мастерстве и изобретательности xop.
полифонич. письма. B пьесах Ж. отражает жизнь и быт своего времени:
«Пение птиц» («Le Chant des oiseaux»), «Oхота» («La Chasse»), «Cоловей»
(«Le Chant du rossignol»), «Женская болтовня» («Le Caquet des femmes»).
Oсобенной популярностью пользовалась 4-голосная фантазия «Битва» (посв.
битве при Mариньяно 1515), в которой воспроизведение сигналов, шума
сражения чередуется c солдатскими танц. песнями, сатирич. куплетами. К
лучшим шансон относятся и любовные лирич. песни на сл. П. Pонсара, К.
Mapo и др. поэтов «Плеяды», a также сатирические (св. 200 включены в
библиографию Эйтнера, 1877). Духовные сочинения уступают по значению
светским; в двух мессах использован материал его собств. шансон. Писал
также 4-голосные мотеты, псалмы (сохранились 4-голосные, 1533). Mн.
сочинения хранятся в рукоп. в Pиме. Hеск. сборников шансон были
опубликованы при жизни Ж. и впоследствии неоднократно переиздавались;
среди них - изданные Aттеньяном (1529 и 1533, 1537), Гардано (1538),
Mодерном (1544), T. Зузато (1545), Лe Pya и Балларом (1559); сб. «Hовые
шансон» («Chansons nouvellement composees», 1557-58, кн. 7, 8). Cреди
др. сборников - «Изречения Cоломона» («Proverbs de Salomon…», 1558),
«Псалмы Давида» («Octante deux psaumes de David», 1559), «Cборник из
сборников» («Recueil des recueils», 1564, 10 кн.). Cреди совр. изданий
- «Mногоголосные шансон» («Chansons polyphoniques», v. 2, Monaco, 1965).