Юрий Андреевич Весняк
В многоцветной палитре музыкальной культуры Дона видное место принадлежит произведениям талантливого ростовского композитора Юрия Андреевича Весняка (род. 1957). Уроженец украинской земли, Ю. Весняк дважды окончил Ростовский музыкально-педагогический институт - в 1982 году по классу баяна и четырьмя годами позднее по классу композиции.Дипломное сочинение Юрия - Симфония в трех частях - было исполнено Ростовским академическим симфоническим оркестром под управлением народного артиста России С. Когана и получило высокую оценку специалистов.
На протяжении 80-90-х годов композиторское дарование Ю. Весняка ярко проявилось в различных жанрах. Неизменным успехом у самой строгой, взыскательной аудитории - детей и юношества — пользуется его музыка к спектаклям Ростовского театра кукол: «Карлсон», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Новогодние приключения Бабы-Яги», «Кто моя мама», «Приключения кота Леопольда», «Гусенок» и другим.
Весьма плодотворно развивается творческое сотрудничество композитора с Ансамблем песни и пляски Краснознаменного Северо-Кавказского военного округа. Репертуар этого коллектива, начиная с 1995 года, пополнился многочисленными песнями и хореографическими постановками, музыку к которым сочинил Юрий Весняк.
С большим увлечением работает Юрий Андреевич в народно-инструментальной сфере: достаточно назвать Сюиту для оркестра русских народных инструментов, Концерт для домры с оркестром, произведения для квинтета народных инструментов - сюиты «Три сказки», «Из детских образов», «Звучащие образы», а также Скерцо-тарантеллу, Интермеццо и т. д.
Фортепианные пьесы Ю. Весняка создавались в течение более чем двух десятилетий, оставаясь известными сравнительно узкому кругу профессионалов и любителей музыки. По признанию автора, он долгое время был убежден в том, что «эти миниатюры заключают в себе слишком личные размышления и переживания, которые вряд ли смогут по-настоящему взволновать слушателей. Однако позднее искренняя, непосредственная реакция публики на концертные исполнения отдельных пьес наглядно показала всю ошибочность моего убеждения». Обнаружилось и другое: фортепианные «странички из дневника», сочинявшиеся порознь, разделенные годами и не имеющие какой бы то ни было «умышленной» связи друг с другом (сюжетной, тематической, образной или жанровой), ныне воспринимаются подобно циклу миниатюр. Такова внутренняя цельность, таково единство впечатления, вызываемого музыкой Ю. Весняка. Здесь напрашивается сравнение с поэзией, где на протяжении XIX - XX веков закрепилось название «книга стихотворений». Поэт, предлагающий читателю плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», не стремится привести к определенному «знаменателю» все богатство жизненных явлений, которое запечатлелось в стихах разных лет. Эти стихи естественно складываются в книгу благодаря неповторимой лирической интонации пишущего, индивидуальности его взгляда на мир. Так и фортепиан ные пьесы Ю. Весняка, не случайно сравниваемые с поэтичным образом дождевых капель на стекле. Подобно каплям, протекают мгновения, слагаясь в годы и оставляя человеку сладостно-горькие воспоминания о безвозвратно минувшем. А художник вновь и вновь пытается «перечить» Времени - стихотворной строкой, живописным этюдом «с натуры», музыкальной миниатюрой ...
Впрочем, «погруженность в себя» для Юрия Весняка совсем не рав нозначна удаленности от слушателя. Напротив, музыка доступна самой широкой аудитории. Секрет подобной «общительности» заключается в убежденном следовании автором классическим традици ям. Концертный размах и виртуозность («Наваждение», Токката) мирно соседствуют у Ю. Весняка с «салонной» чувствительностью (баллада «Не уходи...», «Соп атоrе», «Актриса») и «детскими» фантазиями (вальс «Диана», «Сказочка»), - сходная многогранность присуща Глинке и Чайковскому, Рахманинову и Прокофьеву, Шостаковичу и Свиридову, Бабад жаняну и Гаврилину, вообще отечественной фортепианной классике, вне зависимости от ранга и масштаба дарования того или иного художника.
Своеобразным "исключением" до недавнего времени оставались симфонические партитуры Ю. Весняка, практически неизвестные широкому слушателю. Авторский концерт, симфонической музыки, состоявшийся 31 марта 2002 г.в Большом зале филармонии и приуроченный к 45-летию композитора, позволил слушателям открыть для себя новые грани дарования юбиляра.
В программу концерта были включены произведения 1986-2001 годов. Образно-эмоциональная палитра этой музыки чрезвычайно широка. Монументальность Первой симфонии может быть истолкована как противостоягние художника злу - в окружающем мире и в себе самом. Зло всесильно и вездесуще, его невероятно трудно одолеть. Но художник, наделенный даром творчества и вдохновляемый свыше, все-таки побеждает в неравной борьбе. "Трилогия прощания" близка лирическим страницам из дневника "Капли на стекле для фортепиано, повествующим о глубоко переживаемой личной драме. Но "исповедь от автора", где мягкая элегичность и скорбная сдержанность сменяются бурными эмоциональными вспышками , обретает в звучании симфонического оркестра подлинно общезначимый пафос. Яркая жанровая характерность "Звучащих образов" и "Секрцо-тарантеллы" сродни театральной музыке Ю. Весняка: та же "пластическая" выразительность мелодий, красочность инструментовки, увлекательность динамичность развертывающего "сюжета"... А "примиряет" эти крайности пьесса "Благодарение" - возвышенный монолог художника, средоточие его сокровенных "мыслей о вечном" - творческом призвании и нравственном долге человека, о дарованных каждому из нас прекрасных мгновениях жизни на бесконечно родной земле, о дорогих сердцу людях, чье искреннее участие и душевнвое тепло поистине трудно переоценить...
А об эмоциональности музыки Ю. Весняка, ее приверженности щедрому, бьющему через край мелодизму и говорить не приходится! Наш современник умеет хранить верность заветам великих мастеров, не поступаясь своей самобытностью, и в том, что это совмещение вполне удается Ю.А. Весняку, можно усматривать обнадеживающую примету - залог новых творческих достижений донского композитора!
Константин Жабинский, музыковед