УЧИТЕЛЬСКОЕ СЛОВО И ЕГО МЕСТО В ГУМАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА О.Н.Прохорова преподаватель хора, музыкального инструмента средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания№8, г.Петропавловск, СКО Педагогика. Для кого-то это – скучная дисциплина, которую нужно «сдать и забыть». Для кого-то – стремление найти конкретный ответ на вопрос «как воспитать моего оболтуса». А для кого-то, как это ни банально звучит, – дело всей жизни. Реформирование системы образования в нашей стране в духе демократизации и гуманизации коснулось преподавания всех учебных предметов, и в частности хора. Необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками обусловлена тем, что учителя, преподавая свой предмет, смогут оказывать на учеников огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета, помочь им реализоваться как личностям. Поэтому гуманная педагогика, одним из родоначальников которой и является Ш.А. Амонашвили, призвана учить детей гуманистическому способу освоения мира, очеловечить процесс познания, помочь увидеть связь всей бесконечно многомерной реальности с человеком, его трудом, талантом, творчеством, жизнью. Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые – учителя, воспитатели, – должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта – колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее предстоит утверждать нашим детям. Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и в тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников. Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому мы видим нежелание детей учиться, отсутствие интереса, активности на уроках. Очень часто бывает так: все хорошо - и конспект урока, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не интересен. Мы часто в таких случаях говорим - нет контакта с классом. Гуманизация образования – это введение в учебно-воспитательный процесс критериев моральности, духовности и красоты. Основная составляющая гуманизации учебно-воспитательного процесса – новый подход к определению целей обучения и воспитания школьников. Таким образом, для демократизации и гуманизации обучения, в первую очередь необходимо на уроке создать следующие условия: 1. необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения. 2. учесть возрастные и психологические особенности учащихся. 3. выбор оптимального стиля педагогического общения для каждой конкретной ситуации. Сегодня на вопрос: "Что бы вы изменили в школе?" - многие из поступающих в вузы отвечают без колебаний: "Отношение учителей особенно к старшеклассникам. Пусть больше доверяют, пусть не унижают достоинства, пусть избавятся от предвзятости". Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Иногда в школах можно столкнуться со следующей ситуацией: учителя стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь – путь борьбы против учеников, стремятся подчинить их своей воле, часто забывают о таком понятии как личность. Как результат – два противоборствующих лагеря: учителя и ученики, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие – ученики отвергают требования учителей и школы Отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. В процессе реформирования системы образования на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих. Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Важным моментом в обучении вообще и в обучении хора в частности является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. В процессе обучения многие ученики добросовестно учат теоретический материал, формулировки определений, правила, серьёзное внимание обращают на изучение нотной грамоты, которые необходимы при читке с листа. Но когда учитель предлагает простое, но необычное задание, далеко не все школьники его успешно выполняют. В таких случаях иногда даже средне или слабоуспевающий ученик может значительно быстрее проявить сообразительность и смекалку по сравнению с хорошо успевающим. Поэтому хорошая или плохая успеваемость по хору ещё не дает оснований для выявления и анализа уровня сформированности их соответствующих способностей. Из опыта работы За годы работы в школе, чтобы сохранить преемственность в преподавании (из урока в урок, из класса в класс), нами была разработана система ведения уроков хора. Мы работаем с понятийным аппаратом: духовная красота, экология культуры, единство природы и человека, патриотизм, гражданская позиция, национальное достоинство. На основе выполнения учащимися тестов, учителя могут судить об определенном уровне развития музыкальных способностей своих подопечных. В то же время это вызывает положительную реакцию и со стороны учащихся, отвлекая их от определенного ожидаемого стандарта. Как известно, успех в обучении хоровому пению в значительной мере определяется правильной организацией учебного процесса, умением учителя обеспечить активную деятельность учеников на протяжении всего урока. Вовлечение школьников в учебный процесс путем использования современных средств обучения и различных организационных форм работы на уроке может служить важным средством повышения мотивации в обучении музыке. При подготовке урока, цели стараюсь ставить так, чтобы обеспечить: 1. Активизацию речевой и слуховой активности учащихся на уроке (чтобы каждый ответ не был монологом). 2. Взаимодействие учащихся на уроке (групповая работа, работа по партиям и индивидуальная работа с учащимся). 3. Заинтересованность учащихся в результатах обучения. 4. Наличие обратной связи "учитель-ученик". Подход к постановке урока основываю по принципу сотрудничества. Учащийся не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают. Важнейшие аспекты сотрудничества: - умение прислушиваться друг к другу; - принимать совместные решения; - доверять друг другу; - ощущать свою ответственность за работу группы; - возможность самостоятельно добывать знания, работая над творческими заданиями; - побуждает учащихся к деятельности, к собственным маленьким открытиям, что запоминается намного лучше. В ходе самостоятельных занятий учитель и ученики рационально распределяют своё время так, что каждый ученик получает помощь в необходимой ему мере. Самостоятельность предполагает ясность заданий, реальность сроков их выполнения, дифференцированность для быстрых и медленных учеников. При организации самостоятельной работы в классе, при закреплении и развитии сформированных операционных навыков использую модель индивидуального обучения. Индивидуализация является важным аспектом при обучении хора как составляющая часть демократизации взаимоотношений, ибо безликих учеников не бывает – каждый человек индивидуален. Уже с первых минут урока, определив настроение каждого ученика, провожу беглый повтор теоретического материала в свободной обстановке в виде непринужденной беседы: "если ты не помнишь, то ничего страшного – кто-нибудь поможет, а ты вспомнишь". Ключевое направление в образовании на современном этапе - гуманизация и гуманитаризация обучения. Цель - раскрепощение ученика, учителя, помощь в реализации и самоутверждении как личности каждого ребенка. Не должны в нашей школе потеряться, не получив возможности самореализоваться, будущие Ломоносовы, Пушкины, Чайковские. Такое начало урока позволяет организовать дополнительную тренировку и повторение изученного. В то же время ребята раскрепощаются, снимают напряжение, которое всегда присутствует перед началом урока. Это позволяет намного продуктивнее им работать в дальнейшем. При отборе материала на урок пользуюсь современной литературой. В данное время я руковожу хоровыми коллективами младшей возрастной группы – это хоровая группа 5«А», 6«А» и младший хор музыкальной школы. Произведения выбираю интересные для данной возрастной группы. Такой подход оправдан, даёт отличный результат. Учащиеся постоянно находятся в творческом поиске, их знания прогрессируют. Используя такую подготовку, результат не заставляет себя ждать. Дети на хорошо и отлично сдают экзамены по хору и фортепиано. Мы принимаем участие во всех школьных мероприятия и праздниках, что способствует профессиональному росту и сплочению детей. Самое большое достижение - 2 место в областном конкурсе хоровых коллективов и 2 место в фестивале патриотической песни. Большое внимание уделяю подбору материалов для уроков. Использую в своей практике разнообразные виды уроков. Урок-путешествие, урок-концерт, урок-конкурс Дифференсацию стараюсь проводить в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Делю учащихся на группы сильную и слабую. Вновь прибывшим учащимся даю время освоиться в классе и, занимаясь индивидуально догонять класс. Рассматриваю дифференциацию на своих уроках не как право учителя сортировать учеников, а как право учащегося не чувствовать себя ущемленным, потому что он не может петь, как другие дети. Оценивания детей, использую индивидуализацию и дифференциацию, стараюсь максимально учитывать личностные качества учащихся, их интересы и наклонности, особенности межличностных отношений в каждом классном коллективе. Помимо работы на хоре с каждым учеником, я занимаюсь с ними индивидуально на фортепиано. Это очень способствует налаживанию контакта между учителем и учеником. У нас спокойные, доверительные отношения. За годы обучения у наших детей меняются классные руководители, учителя-предметники, а мы их учим с 1 по 9 класс. И поэтому они воспринимают нас как родных им друзей. Многие, когда оканчивают школу, приходят, скучают. Часть детей настолько скучают, что продолжают ходить в детско-юношеский хор при соборе Петра и Павла, где я являюсь руководителем хорового коллектива Считаю, что неудачи с усвоением школьного курса коллективного пения происходят не из-за отсутствия музыкальных способностей, а из-за отсутствия привычки систематически работать и доводить познаваемое до понимания, а не до запоминания. Если мы хотим научить человека любить музыку, искусство, то и учить этому надо в условиях. Достичь максимального результата, можно лишь создав атмосферу психологического комфорта. Только в этом случае возможен перенос навыков и умений. Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особое внимание на то, какие способы взаимодействия и общения для него более типичными, т.е. должен владеть навыками самодиагностики, без чего не может быть, сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизическим параметрам, отвечающий задачам личностного роста педагога и учеников. В своей книге «Здравствуйте, дети!» Ш. А. Амонашвили выделил такие слова: «Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям». «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя». «Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить». «Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя». «Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке». «Учитель! Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке! Дети – активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность. Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. Дорогой Взрослый Человек! Не позволяй себе высмеивать ребенка, подшучивать над ним, когда он верит, что совершает общественно значимое, важное государственное дело. Не смей в это время смотреть на него снисходительно, пусть даже с покровительственной улыбкой, не напоминай ему, что он еще ребенок, и не выгоняй его из мира взрослых! Твой долг заключается в том, чтобы отнестись к такому поведению ребенка со всей серьезностью, с чувством гордости за него и поставить умную, мудрую точку над сложным педагогическим i! Первый принцип – это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка. Второй принцип (он вытекает из первого) – это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Кому объединять все сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка. Третий принцип – прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души, возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе. Прожить свое утраченное детство вместе со своими ребятишками есть единственная роскошь, которая допустима в жизни учителя. Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые – учителя, воспитатели, – должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта – колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее предстоит утверждать нашим детям. Давайте же дарить детям как можно больше подарков!»
|