Среда, 27.11.2024, 04:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Интересное...
Главная » Статьи » Композиторы

ШТОКХАУЗЕН КАРЛХАЙНЦ
КАРЛХАЙНЦ ШТОКХАУЗЕН (Stockhausen)
(1928-2007)

Карлхайнц Штокхаузен (Stockhausen)

Немецкий композитор. Один из крупнейших новаторов современного искусства, Штокхаузен открыл новые выразительные возможности в областях электронной, сериальной и алеаторической музыки. Среди главных идей композитора – необходимость воспринимать музыку «точечно». Например, заголовок одного из сочинений – «Моменты» – предполагает, что слушатель наслаждается звучанием каждого отдельно взятого момента, не пытаясь осознать драматургическую взаимосвязь всех моментов. Во многих произведениях Штокхаузена применен принцип алеаторики: исполнитель может располагать фрагменты музыкального материала в произвольных последовательностях, поскольку интерес каждого момента заключен в нем самом и не зависит от положения данного момента внутри целого.

Штокхаузен родился в Мёдрате близ Кёльна 22 августа 1928. В 1947 поступил в кёльнскую Высшую музыкальную школу, позже учился в Париже у Оливье Мессиана и работал в студии конкретной музыки Пьера Шеффера. "Электронные штудии Штокхаузена" (1953–1954) явились первым нотированным и изданным произведением электронной музыки. В 1960-х годах Штокхаузен стал одним из лидеров в области сериальной музыки и одним из первых европейских композиторов, воспринявших рожденную в Америке идею «случайной» – алеаторической музыки, в которой организация при исполнении заданных музыкальных элементов предоставляется случаю.

Во многих сочинениях композитора 1960-х годов предусматривается живая интерпретация (live performance) электронных звучаний. Так, в "Микрофонии-1" два исполнителя передвигают микрофоны по поверхности там-тама, в то время как другие четыре исполнителя обрабатывают полученные звуки на синтезаторах. Среди прочих сочинений 1960-х годов, относящихся к различным жанрам и стилям, – "Телемузыка" (содержащая цитаты из японской традиционной музыки) и "Национальные гимны" в электронном и конкретном звучании.

В числе самых значительных опусов Штокхаузена: "Мера времени" (1956) – предельно сложная композиция для пяти деревянных духовых; "Песнь юношей" (1956) – «конкретная музыка», т.е. музыка, состоящая из натуральных звуков, в данном случае из обработки звуков детских голосов; "Группы" (1958) для трех оркестров; "Каре" (1960) для четырех оркестров и певцов; "Контакты" (1960) – электронная музыка; "Микстура" (1965) для пяти оркестров, стереофонических модуляторов (электронных приборов, изменяющих звук) и громкоговорителей, через которые воспроизводится предварительно сделанная магнитная запись. Многие эссе Штокхаузена по теории музыки опубликованы в немецком ежеквартальном журнале «Ди Райе» («Die Reihe»).

Категория: Композиторы | Добавил: padre_gabriel (29.10.2010)
Просмотров: 969 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню
Васильченко А.Г.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Миссия Д.Ойстраха и С.Рихтера
  • Культура и Искусство
  • Каталог сайтов Всего.RU
  • Ave! Классика!
  • "Лад"-центр раннего развития
  • Детское радио