Главная » Статьи » Композиторы |
(1860-1956)
Французский композитор и музыкальный деятель. Чл. Ин-та Франции (1912). В 1887 окончил Парижскую консерваторию (ученик Л. Массара, Э. Пессара и Ж. Массне). Римская премия за кантату "Дидона” (1887). Признание и славу принесла композитору опера "Луиза” (либр. Шарпантье, на сюжет из жизни парижских рабочих, 1900). Претворяя традиции лирической оперы и веризма, Шарпантье создал своеобразное муз.-драм. произведение, назвав его "муз. романом”, чем подчеркнул своё стремление приблизить оперное иск-во к повседневной правде жизни. Реалистич. тенденции проявились здесь в психологии, раскрытии семейной драмы героев, в социальной характерности персонажей. В музыке правдиво и поэтично воплощены интонации гор. бытовой речи: выкрики разносчиков, разноголосица парижских улиц, радостный гомон нар. празднеств. В вок. и орк. партиях Шарпантье широко пользуется мотивами-характеристиками и мотивами-символами. Написанная в 1913 лирич. и феерич. драма "Жюльен” (либр. Шарпантье; в опере частично использована музыка драм. симфонии "Жизнь поэта”) в известной мере автобиографична. Человек демократич. взглядов, Шарпантье вёл интенсивную муз.-просвет, работу, организовывал массовые нар. муз. празднества, писал для них музыку, пытался создать нар. т-р, основал Нар. консерваторию (1900), названную Ин-том Мими Пенсон (по имени героини из новеллы А. Мюссе). Соч.: оперы— Луиза (1900, т-р "Опера комик”, Париж), Жюльен, или Жизнь поэта (Julien ou la vie du poete, 1913, Монте-Карло и т-р "Опера комик”, Париж); нар. эпопея в трёх вечерах — Любовь в предместье, Комедиантка, Трагическая актриса (Amour aux faubourg, Comedienne, Tragedienne; не завершена); муз. апофеоз в 6 частях для нар. празднеств Коронование музы (Le couronnement de la muse, 1898, Лилль); для солистов, хора и орк.— кантаты Дидона (1887) и К столетию Виктора Гюго (1902), драм. симфония Жизнь поэта (La vie du poete, 1892), Обманчивые впечатления (Impressions fausses, ел. П. Верлена, 1895); для орк.— Три прелюда (1885), сюита Итальянские впечатления (Impressions (TItalie, 1890); Серенада Ватто для голоса с орк. (Serenade a Watteau, cл. А. Телье, 1896); для голоса с фп.— Цветы зла (cл. Ш. Бодлера, нек-рые с хором, 1895; также для голоса с орк.), Поэмы для пения (Poemes chantes, ел. Верлена, К. Моклера, Э. Блемона” Ж. Ванора, 1887—97) и др. Лит.: Асафьев Б., Об опере. Избранные статьи, Л., 1976, с. 257—60; Bruneau A., Le muse de Paris et son poete, в его сб.: Musiques d'hier et de domain, P., 1900 (рус. пер.— Брюно А., Муза Парижа и ее поэт, в сб.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX — начало XX в., сост., пер., вступ. ст. и коммент. А. Бушен, Л., 1972); Dukas P., "Louise”, "Revue hebdomadaire”, 1900, mars (рус. пер.— Дюка П., "Луиза”, там же); Tiersot J., Un demi-siecle de musique francaise, P., 1918, 1924 (рус. пер.— Тьерсо Ж., Полвека французской музыки, в кн.: Французская музыка втоpой половины XIX века, вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 938); Himonet A., "Louise” de G. Charpentier, Chateauroux, 1922; D elmas М., G. Charpentier et le lyrisme francais, Coulomnieres, 1931; Baser P., Gustave Gharpentier, "Musica”, 1956, Jahrg. 10, № 4. | |
Категория: Композиторы | Добавил: padre_gabriel (29.10.2010) | |
Просмотров: 951 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |