Главная » Статьи » Композиторы |
(1875–1956)
Русский композитор. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). В 1900 окончил Моск. консерваторию, где занимался у М. М. Ипполитова-Иванова (композиция), А. С. Аренского и Г. Э. Конюса (гармония), С. И. Танеева (полифония), И. В. Гржимали (скрипка). В 1900-01 в Петербурге посещал собрания Беляевского кружка. С 1901 преподавал муз.-теоретич. предметы в Моск. муз. школе Гнесиных (среди первых частных учеников Г. - Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев). С 1913 профессор по классу композиции, с 1914 директор киевской консерватории, а также рук. оперного, оркестрового, камерно-инстр. классов (среди учеников - Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, М. П. Фролов и др.). В 1920-41 профессор Моск. консерватории по классу композиции (среди учеников - Ан. Н. Александров, А. А. Давиденко, Л. К. Книппер и др.). В первые годы после Великой Окт. социалистич. революции вёл муз.-просветительную работу в красноармейских и рабочих аудиториях. В 1920-22 зав. муз. секцией Моск. отдела нар. образования, сотрудник Муз. отдела Наркомпроса РСФСР, чл. этнографич. секции Моск. пролеткульта. В 1938-48 пред. Оргкомитета Союза советских композиторов. С 1908 выступал как дирижёр (в 1906-08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии). В кон. 30-х гг., а также в 1947 и 1950 предпринял несколько гастрольных поездок по Сов. Союзу, выступая с авторскими концертами. Творчество Г. тесно связано с традициями рус. муз. классики. Для произв. Г. характерны теплота и искренность высказывания, отмеченные широкой мелодич. распевностью; музыка Г. одновременно подкупает изяществом гармонии, ясностью и стройностью форм. В целом композитору свойственна эмоцион. уравновешенность, в его сочинениях доминируют светлые, лирич. и эпически-повествоват. настроения. Муз. наследие Г. велико и разнообразно по жанрам. Крупной вехой в истории отечеств. балета стал «Красный мак» (1927, Большой театр, Москва), первый сов. репертуарный балет на совр. революц. тему. Широкую популярность получил балет Г. «Медный всадник» (по А. С. Пушкину, 1949, Ленингр. театр оперы и балета), в котором эпизоды тонкой, проникновенной лирики чередуются с торжественными, славящими рус. народ. В этих произв. Г., как и во мн. других, органично претворены интонации рус. нар. песен и танцев. Композитор также использует в своём творчестве фольклорные источники и др. народов Сов. Союза. Его оперы «Шахсенем» (1927, Азерб. театр оперы и балета), «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков, 1940, Узб. театр оперы и балета) и «Гюльсара» (соавтор тот же, 1949, там же) стали значит, вехой в становлении азерб. и узб. муз.-театр. культур. В этих произв. Г. соединил своеобразные черты искусства народов Закавказья и Ср. Азии с приёмами рус. классич. муз. школы. Неоднократно обращался композитор и к укр. фольклорному материалу (симф. картина «Запорожцы» - 1921, симф. поэма «Заповит» - 1941, и др.). Отличительные черты симф. произв. Г. - монументальность образов, яркая живописность, картинность, колористич. изысканность, тяготение к программности. Наиболее ярко проявились они в 3-й симфонии («Илья Муромец», 1909-11), продолжающей традиц. для рус. музыки линию эпич. симфонизма. Одно из центр. мест в творчестве Г. принадлежит концерту для голоса с оркестром (1943), насыщенному задушевными песенными оборотами. Среди камерных произв. популярность получил 4-й струн, квартет (1946). Г. - автор большого числа произв. для разл. инструментов (гл. обр. фп.), занявших прочное место в учебно-педагогическом репертуаре. Соч.: оперы - опера-оратория Земля и небо (по Дж. Байрону, 1900), Шахсенем (1923-25, пост. 1927 на рус. яз., Баку; 2-я ред. 1934, на азерб. яз., Азерб. театр оперы и балета, Баку), Лейли и Меджнун (по поэме А. Навои, соавтор Т. Садыков, 1940, Узб. театр оперы и балета, Ташкент), Гюльсара (соавтор Т. Садыков, пост. 1949, там же), Рашель (по Г. Мопассану, конц. исп. 1947, артистами Оперно-драматич. театра им. К. Станиславского, Москва); муз. драма - Гюльсара (текст К. Яшена и М. Мухамедова, музыка собрана Т. Джалиловым, записана Т. Садыковым, обработана и оркестрована Г., пост. 1936, Ташкент); балеты - Хризис (1912, Интернац. театр, Москва), Клеопатра (Египетские ночи, по А. С. Пушкину, 1926, Муз. студия Художественного театра, Москва), Красный мак (с 1957 - Красный цветок, пост. 1927, Большой театр, Москва; 2-я ред., пост. 1949, Ленингр. театр оперы и балета), Комедианты (Дочь народа, по пьесе «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, 1931, Большой театр, Москва; 2-я ред. под назв. Дочь Кастилии, 1955, Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Медный всадник (по поэме А. С. Пушкина, 1949, Ленингр. театр оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1950), Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, соч. 1951-52); кантата Слава Советской Армии (1953); для орк. - 3 симфонии (1899-1900; 2-я- 1907; 3-я - Илья Муромец, 1909-11); симф. поэмы - Сирены (1908; Глинкинская пр., 1908), Заповит (памяти Т. Г. Шевченко, 1939-41); увертюры - Торжественная увертюра (К 20-летию Октября, 1937), Ферганский праздник (1940), Увертюра на славянские народные темы (1941), Дружба народов (1941), Победа (1944-45); симф. картина Запорожцы (1921); концерты с орк. - для арфы (1938), для голоса (1943; Гос. пр. СССР, 1946), для влч. (1947), для валторны (1951); для духового орк. - На праздник Коминтерна (фантазия, 1924), Марш Красной Армии (1924), 25 лет Красной Армии (увертюра, 1943); для орк. нар. инструментов - Симфония-фантазия (1943); камерно-инстр. орк. произв. - 3 секстета (1898, 1904, 1905 - Глинкинская пр., 1905); 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946 - No 4, Гос. пр. СССР, 1948); для фп. - 150 пьес, в т.ч. 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.; для скр., в т.ч. 12 дуэтов для 2 скр. (1909); для влч. - свыше 70 пьес, в т.ч. 12 листков из альбома (1910); романсы и песни - ок. 150; музыка к драматическим спектаклям и фильмам. | |
Категория: Композиторы | Добавил: padre_gabriel (19.12.2009) | |
Просмотров: 836 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |