Richard Galliano
Ришар Гальяно - французский композитор и исполнитель.
Друг и ученик
Астора Пьяццолы. Создатель нового музыкального направления — «новый
мьюзет».Виртуозный мастер игры на аккордеоне и бандонеоне. Ришар
Галльяно родился в Каннах 12 декабря 1950 года. Предки его жили в
Италии, а отец - Лучано Галльяно - и сегодня даёт уроки игры на
аккордеоне. Лучано исколесил всю Францию и Италию, играя в клубах и
подыгрывая танцующим парочкам на народных балах. "У отца потрясающий
репертуар! Намного обширнее моего: от явы до кантри. Плюс джазовые
стандарты!" Так что звуки аккордеона окружали Ришара ещё до появления на
свет. Стоит ли удивляться, что уже в четыре года на коленях у
Галльяно-младшего красовался фамильный инструмент. Созвездие дальнейших
встреч определило его жизненный путь, ставший новой главой в истории
аккордеона. Уже в самом начале своей карьеры Ришар Галльяно получил
множество международных призов. Затем прошёл классические штудии в
консерватории города Ниццы (тромбон, гармония, композиция). В 14 лет
Ришар открыл для себя джаз, благодаря записям великого трубача Клиффорда
Броуна: "Меня поразил его звук, фразировка, драйв. Я копировал
Броуновские интонации". Один из преподавателей - Клод Ноэль - познакомил
его со свингующими аккордеонистами (Арт Ван Дамм и Эрни Феличе из
оркестра Бени Гудмана). "У меня даже была фотография Дюка Эллингтона с
аккордеоном. Я одолжил её одному журналу итак никогда и не получил
обратно". В 23 года Ришар Галльяно отправляется завоёвывать Париж.
Сперва аккомпанирует Барбаре, Жульетт Греко, Иву Монтану и, конечно,
Клоду Нугаро. "В 25 лет я заменил в его оркестре Эдди Луисса. Работа с
Нугаро, Беллонци, Труссарди и Вандером были моей Беркли Скул (Berklee
School). В течение трёх лет я дирижировал оркестром, делал аранжировки и
сочинял. Опыт руководства оркестром, подобным оркестру Нугаро, изменил
меня. Я понял значение мелодии. Теперь, садясь за фортепиано, я
представляю, что сочиняю песню, хотя почти все мои произведения написаны
для инструментов". Благодаря Нугаро, Галльяно попал в джазовое
средоточие Парижа: познакомился с Морисом Вендером, Эдди Луисом, Иваном
Жюльеном и Шарлем Беллонзи. Но своим боевым крещением на сцене джазового
клуба "О пети оппортун" Галльяно обязан бразильским музыкантам -
ударнику Жозе Бото и пианисту Рике Пентоха. Если во Франции аккордеон
презрительно назывался "пианино для бедных", существуя исключительно в
гетто фольклора, в Бразилии он был избавлен от отрицательных коннотаций.
На аккордеоне играли самые популярные бразильские музыканты: Эрмето
Паскуаль и идол бразильцев, отец народной музыки Луис Гонзага
(1912-1989). Благодаря бразильским друзьям, Галльяно записывает свой
первый джазовый альбом: "And The Boto Brasilien Quartet" Чета Бейкера.
За ним следуют диски, записанные с Бирели Лагреном, Роном Картером,
Энрико Равой, Мишелем Порталем, Пьером Мишело, Яном Гарбареком, Мишелем
Петруччани, Филиппом Кэтрином, Дидье Локвудом, Тутсом Тилемансом,
Даниэлем Юмером, Жаном-Франсуа Дженни-Кларком, Аль Фостером, Анухар
Брахимом и.т.д. "Если я чувствую границы, мне необходимо их
разрушить. Я не хочу замыкаться только на джазе. Мне больше нравится
быть просто музыкантом, чем джазовым музыкантом. Бразильская музыка
долгое время была мне намного ближе, чем вальс мюзетт, который я
отвергал. Этот жанр казался старомодным и пропахшим нафталином". Встреча
в 80-е годы с Астором Пьяцоллой, ставшим его ближайшим другом, многое
изменила: "Пьяцолла сказал, что я играю слишком по-американски. Он
советовал вернуться к французским корням, как сам он вернулся к
народному танго и бандонеону, чтобы создать Танго Нуэво. Я воспринял его
слова буквально, и начал искать Нью Мюзетт". "В начале века - в
самых разных уголках мира появляются схожие жанры: во Франции - мюзетт
(ява, вальс, "страдания"...), в Штатах - блюз, в Аргентине - танго. Все
они являются плодами человеческих и культурных смешений: "Мюзетт"
создан, благодаря смешению французов с итальянцами, танго - итальянцев с
аргентинцами, блюз - африканцев с американцами. Иммигранты, заброшенные
судьбой за тридевять земель от своей страны, яростно и печально
изливали тоску по родине... Я называю свою музыку "новый мюзет": жанр не
мог не измениться с 1930 года. На моё творчество повлияли Пьяцолла,
Колтрейн, Билл Эванс, Дебюсси". Одной из других значительных встреч
стала работа с Тутсом Тилемансом, с которым он записал альбом "Лаурита":
"В нём две темы: Лаурита и Жизель. Гармоника звучит как правая рука
пианиста, а аккордеон - как левая. Их тембры великолепно сочетаются.
Кроме того, Блюзетт - облетевшая весь мир тема Тутса, является смесью
блюза и мюзетта!"
|