Главная » Статьи » Композиторы |
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРЕПНИН
(1873–1945) ![]() Русский композитор и дирижер. Родился в Петербурге 3 (15) мая 1873 в
старинной дворянской семье. Окончил в 1895 юридический факультет
Петербургского университета, в 1898 Петербургскую консерваторию по
классам композиции Н.А.Римского-Корсакова и фортепиано К.К.Фан-Арка
(1839 или 1842–1902). С 1899 заведовал оркестровым классом Придворной
певческой капеллы. В 1905–1918 преподавал в Петербургской консерватории,
где основал первый в России класс дирижирования (среди его учеников –
С.С.Прокофьев). В те же годы стал членом Беляевского кружка и постоянным
дирижером основанных М.П.Беляевым (1836–1903/1904) «Русских
симфонических концертов» (РСК). Дирижерская карьера Черепнина
складывалась весьма успешно: кроме РСК, он выступал в концертах
Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), в концертных
циклах А.И.Зилоти (1863–1945) и С.Н.Василенко (1872–1956) («Исторические
концерты в Москве») и др.; в 1906–1909 был дирижером в Мариинском
театре. Благодаря семейным связям (через свою жену – М.А.Бенуа, дочь
академика-акварелиста Альберта Бенуа) Черепнин вошел в кружок,
группировавшийся вокруг А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева, – будущий «Мир
искусства», став в нем «экспертом» по музыкальной части. В 1903–1907
работал с Бенуа и М.М.Фокиным над постановкой балета на собственную
музыку Павильон Армиды (Мариинский театр, 1907). В 1909–1914 был ведущим
дирижером дягилевских «Русских сезонов» в Париже, в частности под его
управлением прошел первый, триумфальный сезон. Для дягилевской
антрепризы написаны два балета Черепнина – Нарцисс и Эхо (1911) и Маска
Красной смерти (1915, не был поставлен, впоследствии переработан в
симфоническое произведение Судьба). После 1914 дирижировал отдельными
спектаклями антрепризы в Европе. После 1917 был вынужден покинуть Петербург; в 1918–1921 работал в Тифлисе директором консерватории и дирижером оперного театра. В 1921 эмигрировал во Францию. Концертировал в разных странах в качестве дирижера, в том числе с исполнением собственных произведений; писал и аранжировал балетную музыку для разных антреприз (среди них для труппы Анны Павловой). Был одним из основателей и педагогов Русской консерватории в Париже (в 1925–1929 и 1938–1945 – директор). С 1937 возглавлял попечительский совет издательства «М.П.Беляев в Лейпциге» и в этом качестве способствовал распространению за рубежом русской классической музыки и изданию новых произведений композиторов-эмигрантов. Умер Черепнин под Парижем 26 июня 1945. По своему «музыкальному происхождению» Черепнин принадлежит к поздней формации петербургской школы (один из самых любимых учеников Римского-Корсакова; близкий друг А.К.Лядова); в его творчестве рано проявилось импрессионистское начало, выраженное ярко и оригинально, – в таких, например, сочинениях, как балеты Павильон Армиды и Нарцисс и Эхо, имевших очень большой успех в Париже, как симфонические поэмы по мотивам русских сказок – Зачарованное царство (1912) и шесть музыкальных иллюстраций к Сказке о рыбаке и рыбке (1909), романсы на стихи К.Д.Бальмонта и некоторые фортепианные циклы, в особенности музыка к Азбуке в картинках Бенуа и др. Черепнин дореволюционного периода – наиболее «чистый» представитель импрессионизма на русской почве. Кроме того, он – один из самых виртуозных мастеров оркестрового письма, что сказалось как в его собственных партитурах, так и в инструментовках произведений разных композиторов, сделанных им для балетных спектаклей, а также в его редакции неоконченной оперы Мусоргского Сорочинская ярмарка (Монте-Карло, 1922). В позднем творчестве Черепнина выделяются две оперы на русские сюжеты: Сват по А.Н.Островскому (1929) и Ванька-ключник по Ф.К.Сологубу (1932) – тонкие и остроумные стилизации народного «лубочного», «балаганного» театра. Черепнин зарекомендовал себя как автор духовной музыки, индивидуально, в «петербургском стиле» преломляющий новые тенденции в этой области (особенно выделяются Вторая литургия, 1907 и «Утреня» из Всенощного бдения, 1918). За рубежом эта линия была продолжена рядом обработок древних распевов для мужского хора без сопровождения (для парижского Сергиевского подворья) и духовной ораторией Хождение Богородицы по мукам для солистов, хора и оркестра по мотивам древнеславянского апокрифа (1937), одним из самых высоких образцов данного жанра на русской почве. Черепнин, Александр Николаевич (1899–1977), сын Н.Н.Черепнина, русский композитор и пианист. Учился в Петроградской и Тбилисской консерваториях, после переезда с семьей во Францию окончил Парижскую консерваторию. Много концертировал в разных странах Европы и США, в 1934–1936 был директором Шанхайской консерватории, работал также в Японии. С 1949 жил в США. Его очень большое по масштабам и разнообразное по жанрам творчество (три оперы, несколько балетов, четыре симфонии, шесть фортепианных концертов, камеро-инструментальные циклы, кантаты, хоры, романсы и т.д.) – несомненно, явление русской культуры; наиболее сильное влияние на его стиль оказал С.С.Прокофьев, в меньшей степени И.Ф.Стравинский. Своеобразие ряда опусов Черепнина связано с использованием в них фольклорных мотивов – не только русских, но и, например, грузинских и китайских. Создал собственную теоретическую систему (девятитоновая гамма с делением на три тетрахорда; интрапункт «нота между нотой» в отличие от контрапункта «нота против ноты» и т.д.), которую изложил в специальном труде. Сыновья А.Н.Черепнина – Иван Александрович (1943–1999) и Сергей Александрович (р. 1941) – композиторы, творчество которых уже полностью принадлежит западной традиции. | |
Категория: Композиторы | Добавил: padre_gabriel (29.10.2010) | |
Просмотров: 935 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |