Карл Фридрих Абель (нем. Carl Friedrich Abel; 22 декабря 1723, Кётен —
20 июня 1787, Лондон) — немецкий композитор и исполнитель на виола да
гамба.
Отец Абеля Христиан Фердинанд Абель был близко знаком с Иоганном
Себастьяном Бахом. Считается, что именно по рекомендации Баха 24-летний
Абель в 1748 г. поступил в дрезденский придворный оркестр под
руководством Иоганна Адольфа Хассе, где проработал 10 лет. В 1759 г.
Абель переселился в Англию, где стал придворным композитором жены Георга
III королевы Шарлотты. После приезда в Лондон в 1762 г. Иоганна
Христиана Баха Абель и Бах-младший много работали вместе и в 1764 г.
учредили совместный концертный проект, который стал первым в Англии
циклом платных концертов по подписке.
В 1763 году совместно с графом Сен-Жерменом написал музыкальную комедию «The sammers tale» («Летняя сказка»).
Абель был широко известен как музыкант-виртуоз. Иоганн Вольфганг Гёте
назвал его последним великим гамбистом. Характерно, что возродивший
исполнительство на виоле да гамба Христиан Дёберайнер дебютировал в 1905
г. как гамбист исполнением сонаты Абеля. Композиторское наследие Абеля
довольно обширно, хотя наибольшую известность одна из его симфоний
получила несколько курьёзным образом: рукописная партитура её была
найдена в бумагах Вольфганга Амадея Моцарта и опубликована под его
именем как Симфония № 3 (K 18); судя по всему, юный Моцарт переписал её
для себя в 1764 г. с учебными целями. Абелю принадлежит множество
симфоний, сонат, концертов и увертюр. Он также охотно участвовал в
сочинении шуточных опер-пастишей, являвшихся обычно плодом коллективного
творчества, — в частности, музыка Абеля, наряду с музыкой Иоганна
Христиана Баха, есть в трёхактной опере «Том Джонс» по повести Генри
Филдинга, поставленной в Лондоне в 1769 г.
|