Первый струнный
инструмент, в устройстве которого применяется клавиатура. Состоит из
деревянного корпуса гитарообразной формы, струн, встроенного диска
(колеса), покрытого смолой или канифолью, и клавиатуры. Французское
название, Vielle a` roue (колесная скрипка), описывает метод, которым
извлекается звук. Скрипичный смычок заменен колесом, которое вращается
при помощи ручки. Колесо касается струн и заставляет их колебаться.
Вращение колеса не было чисто механическим и предусматривало различные
приемы ритмического акцентирования. Техника игры допускает подвижные
фигуры. Как и при игре на волынке, колесо делает возможным непрерывный
звук (бурдон). И волынка и колесная лира используют органные пункты
(педали).
Имеется
доказательство колесной лиры в Европе двенадцатого столетия, к концу
которого инструмент приобрел большую популярность. До XIV века колесная
лира была весьма громоздкой (до двух метров) и для игры на ней
музыканту требовался помощник, вращавший ручку.
С
утверждением колесной лиры в качестве аккомпанемента к танцам,
громоздкий инструмент был вытеснен более портативным. Существуют
модификации этого инструмента - инструмент с обычным смычком вместо
колеса (Nykelharpа в Швеции и Норвегии), либо с колесом, но без клавиш, с обычной скрипичной аппликатурой (Bauern Lyre).
C
XVI века колесная лира все больше относится к культуре низов - на ней
играют слепые и нищие. Неожиданным на этом фоне выглядит всплеск
аристократической моды к этому инструменту в Версале XVIII века для
оформления пасторальных представлений.