Главная » Статьи » Статьи |
РИТМ пед.чтения теоретиков
Цель: определить, что ритм является основой не только музыки, но и всей жизни, так как служит организатором. Задачи: • Воспитание любви к классической музыке, чувства сопереживания музыке, культуры восприятия и исполнения музыкальных произведений, культуры движения под музыку. • Развитие ответственности и организованности, внимательности и наблюдательности; чувства ритма и ритмичности движений под музыку; чистоты интонирования и хоровой дикции, навыка пения на опоре. • Закрепление понятия “ритм” в музыке. Определение взаимосвязи ритма музыкального и жизненного, путем подчеркивания их организационной важности и значимости. Музыкальный материал: 1. Г.Свиридов. Время, вперед! (фрагмент) – вход в класс, выход из класса. 2. Песенка часов – вокально-хоровая работа. 3. Т.Левина. Тик-так – музыкально-ритмические движения. 4. С.Прокофьев. “Полночь” из балета “Золушка” – слушание музыки. 5. П.Чайковский “Марш деревянных солдатиков” – выход из класса. Оборудование урока: фортепиано, магнитофон. Ход урока – Послушайте, пожалуйста, внимательно музыку и скажите, что она передает. 1. Вход в класс – Г.Свиридов. Время, вперед! (фрагмент) – Музыка передает движение. – Верно. А как можно двигаться под эту музыку. С какой скоростью? Насколько аккуратно, синхронно? – Быстро (медленно), четко (беспорядочно), красиво, легко… – Под музыку можно шагать, бегать, прыгать, кружиться… Скажите, а вот, например, шагать легче ПОД музыку или БЕЗ нее? И почему. – ПОД музыку легче. Потому что она звучит четко, РИТМИЧНО. – То есть музыка организовывает наше движение. А с помощью какого средства музыкальной выразительности она это делает? – С помощью РИТМА. – А что такое “музыкальный ритм”? Как вы понимаете это словосочетание. – Ритм – это чередование длинных и коротких музыкальных звуков. – Правильно. Итак, ритм- это сочетание звуков различной длины (длительности). А давайте, сравним длину звука, например, с длиной шага. Представьте обычную семью. Из кого она состоит? – Из мамы, папы, ребенка. На доске один под другим могут появиться схематичные изображения членов семьи. – Кто в семье самый большой и важный? – Папа. – За папой по значимости и важности следует?.. – Мама. – Ну, и самый шустрый и непоседливый – это…? – Ребенок. – Вышла семья на прогулку. Кто спокойней и уверенней всех будет идти? – Папа. – А как должна будет идти мама, чтобы успевать за папой? И почему. – У мамы шаг короче папиного, поэтому она должна будет двигаться чуть быстрее. Примерно в два раза. – А что остается делать ребенку? – Бежать вприпрыжку. – Совершенно верно. Вот в такую семью на прогулке мы с вами сейчас и сыграем. Для начала каждого члена семьи изобразим по-отдельности: ~ шаг папы изобразим сидя, топая ногами; ~ шаг мамы – хлопками ладоней по коленям; ~ детский шаг – хлопками в ладоши. А чтобы проще было ориентироваться, каждому шагу дадим свое название: ~ папин шаг – ТА; ~ мамин шаг – ТИ-ТИ; ~ шаг ребенка – ТУ-РУ-ТУ-РУ. Делю класс на три группы и с каждой группой прорабатываю ее тип шага. – Это мы прошагали с каждым членом семьи отдельно. А теперь объединим семью и отправимся на прогулку. Каждая из групп по моему сигналу включается в работу и прекращает ее. Таким образом, чтобы одновременно “гуляли” 2-3 члена семьи. – А теперь скажите мне, пожалуйста, сейчас мы работали над каким-либо музыкальным произведением? – Нет. – Но, тем не менее, мы сейчас работали с одним из средств музыкальной выразительности – с ритмом. А с кем мы встретились с помощью ритма? – С обыкновенной семьей. – То есть ритм получается важной составляющей и нашей повседневной жизни. А что же нам помогает в нашей жизни соблюдать эту организованность? – ??? – Не знаете? Тогда я расскажу вам небольшую историю о маленьком мальчике, который ничего не успевал. Жил на свете мальчик, который всегда везде опаздывал. Соберется он в школу. Начнет умываться. Пока закончит – ребята уже домой идут. Решит пойти погулять, станет собираться к ребятам во двор, а они уже по домам расходятся. Вот так и жил. Родители очень огорчались, но никак не могли справиться с этой бедой. Была у мальчика мечта – сходить в театр. И, однажды, папа купил билеты на спектакль. Проснулся мальчик с утра, лежит и думает: “Пока соберусь – спектакль уже закончится. Но ведь я так хотел попасть в театр! И папа так старался. Купил билеты в первый ряд! Что же делать?!” И вдруг! В его размышления ворвалась какая-то мелодия. Мальчик прислушался и услышал песенку. Я вам ее сейчас спою. А вы подумайте, кто же в пустой комнате, в которой кроме мальчика никого не было, мог ее петь. 2. Песенка часов – слушание, анализ, разучивание. – Это пели часы. – Верно. А как вы думаете, это были большие напольные часы, часы поменьше – настенные или маленький будильник? – Скорее всего, это были настенные часы. – Напомните, пожалуйста, какой звук издают часы, когда идут? – Тик-так. – При исполнении песен мы встречаемся с двумя составляющими: мелодией и ритмом. Скажите, пожалуйста, для того, чтобы показать певучесть и протяжность мелодической линии песни какие звуки нам пригодятся в первую очередь: гласные или согласные? – Гласные звуки. – А тогда какие звуки помогут передать четкость часового хода? – Согласные. – Молодцы. Поэтому сейчас, во время ритмической работы, нам очень пригодятся именно согласные звуки. А затем, во время пения, не забудьте уделить внимание звукам гласным. Вокально-хоровая работа начинается с разучивания текста песни с ритмическим рисунком. Затем слова и ритм накладываются на мелодию. Во время ритмической работы обращается внимание детей на твердость согласных, синхронность и позиционную правильность при произнесении звуков. В ходе вокально-хоровой работы больше внимания уделяется певческой посадке, пению на опоре, прикрытости звучания, дикционной и интонационной точности. – В награду за то, что вы так хорошо поработали над этой песней, часы вам дарят еще одну свою песню. Под нее мы с вами сейчас подвигаемся. Внимательно и, главное, ритмично повторяйте за мной все движения. 3. Т.Левина. Тик-так – динамическая пауза. – Передохнули. А теперь пришла пора закончить нашу историю. Послушав песенку часов, мальчик решил последовать ее совету и с этой минуты начать все делать по часам. Он быстро встал, умылся и оделся. Они с папой во время вышли из дома и успели в театр на сказку. А сказка, между прочим, тоже была удивительной. Немалую роль в ней сыграли часы. Сейчас мы с вами послушаем бой часов из этой сказки. Его сочинил композитор Сергей Прокофьев. Вслушайтесь в него. Как он звучит по настроению? Какое состояние героев передает? Это должно будет вам помочь вспомнить название сказки и имена героев. 4. С.Прокофьев. “Полночь” из балета “Золушка” – слушание музыки. – Бой часов в этом фрагменте звучит тревожно. Как будто часы напоминают о чем-то важном. – Верно. А какого размера эти часы? – Это большие часы. – Тоже правильно. Вспомните теперь, пожалуйста, сказку, в которой большие часы напомнили главному герою, а точнее героине, о чем-то очень важном. – Это может быть сказка “Золушка” или сказка “Аленький цветочек”. – В обеих этих сказках и в “Золушке” Ш.Перро, и в “Аленьком цветочке” В.Аксакова главным героиням часы подсказали важный момент в их судьбе. Но у нас с вами речь пойдет о сказке “Золушка”, музыку к которой написал замечательный композитор С.Прокофьев. Главная героиня – Золушка – сбилась на балу с ритма, намеченного в начале вечера ее крестной – Феей. Она должна была поспешно покинуть дворец. При этом она потеряла свою туфельку, благодаря которой, ее потом нашел Принц. Так часы – помощники ритма в нашей жизни – изменили судьбу Золушки. А мы с вами подошли к логичному завершению нашего с вами свидания с …? Кто был главным действующим лицом на нашем уроке? – Ритм. – Напомните, пожалуйста, что такое музыкальный ритм. – Музыкальный ритм – это чередование длинных и коротких звуков. – Для чего нужен ритм в музыке? Важен ли он для нее? – Ритм важен для музыки. Он организовывает музыкальные произведения во времени. – А в жизни ритм важен? Что может произойти в жизни, если отстать от ее ритма? – Если человек собьется с жизненного ритма, он нигде не успеет, везде будет опаздывать и ничего хорошего у него не получится… – То есть ритм организовывает не только движение музыки, но и движение всей нашей жизни. Без ритма, без пульса не бьется сердце ни музыки, ни человека. А что помогает нам следить за ритмом жизни и оказываться в нужное время в нужном месте? – Часы. – Верно. Не забывайте об этих маленьких, но неутомимых тружениках, которые подсказывают мне сейчас, что время урока подошло к концу. А вот организовать ваш выход нам поможет музыкальный ритм в марше П.Чайковского. Но прежде чем мы попрощаемся, я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Особая благодарность… А теперь встали и организованно, ритмично под музыку можете выйти из класса. 5. П.Чайковский “Марш деревянных солдатиков” – выход из класса (играю) | |
Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (07.07.2009) | |
Просмотров: 1656 | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 0 | |