Как рождается урок музыки Автор: С. Ивановская dvizenie1У каждого творчески работающего учителя есть что-то свое, к чему он все время стремится, что ему очень близко. Таким близким, «своим», для меня является исполнение музыки через движение. Потому что движение — это естественная потребность человека выразить свои чувства, мысли, настроение, то есть ответить музыке тем же теплом, что она дает его душе. Нет ни одного урока в младших классах, где бы я не использовала разные виды движения. И свой опыт я передаю студентам. Вот несколько примеров. «Марш» из балета П.Чайковского «Щелкунчик» Что такое балет? Дети I класса отвечают: «Это там, где танцуют». И неопытные учителя начинают рассказывать содержание балета, показывать иллюстрации, открытки, читать сказку и т.п. А что если сделать учащихся исполнителями, т.е. артистами балета? Начать, например, так. (Звучит в записи «Марш».) — Какое у вас сейчас настроение? — Радостное, веселое. — А почему у вас такое настроение, кто вам его сейчас создал? — Музыка. — Какой же это музыкальный «кит»? — Марш, танец. — Как вы думаете, ребята, эта музыка может звучать на празднике? (Ответы детей.) — Мы сейчас с вами у новогодней елки. Начинается детский праздник, и звучит удивительно красивый марш. Послушайте внимательно музыку… Кто начинает марш: девочки или мальчики? Почему мальчики? Верно, музыка в начале очень четкая, бодрая, энергичная. И сейчас наши мальчики покажут, как они будут исполнять его: легко, задорно, весело. (Шаг «исполняем»: ладошками по коленям; носочками ног об пол; стоя, легко, на носочках.) — Очень трудное задание: послушайте еще раз марш, и поднимите руку в тот момент, когда должны маршировать девочки. (Слушание.) — А девочки маршируют так же четко, энергично, бодро, как мальчики?.. Верно, очень легко, воздушно, полётно, изящно. Они не маршируют, а танцуют. (Танцуют девочки: подушечками пальцев по коленям (игриво, шаловливо), легко касаясь пола носочками ног (сидя); стоя — сначала выставляем носочек правой ноги, разводим руки в стороны, затем то же самое с левой ноги. Затем исполняем движения так, как в произведении: М— Д— М— Д.) — Как вы думаете, ребята, дети танцуют под эту прекрасную музыку в опере, балете или симфонии?.. Конечно, в балете. И мы с вами сейчас исполняли музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (портрет). Он сочинил музыку к трем балетам. Кто из вас знает названия балетов Чайковского? Да, это «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». И мы исполняли и слушали «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского. «Вальс» из балета С.Прокофьева «Золушка» Звучит «Вальс» в записи. — Вам понравилась музыка? Вам всем хорошо сейчас, вы счастливы? А что такое счастье? (Ответы выслушать) — А можно сказать, что счастье — это когда всем хорошо? Значит, музыка —это счастье! Давайте покажем движением наших рук, как нам всем хорошо, как мы счастливы. (Плавными движениями вправо и влево «исполнять счастье”.) — Хорошо, все справились с заданием. А знаете, что вы услышали? Это самое ра- достное ваше настроение. Посмотрите в ноты, вы видите вот такой знак: >. Композитор Сергей Васильевич Рахманинов указал пианисту-исполнителю, что этот звук надо сыграть громко, весело, радостно. И этот знак называется акцентом. Ну, а вы знайте, что это ваша радость! Как вы думаете, что хочется сделать в момент радости руками? — Хлопнуть. — А как хлопнуть? Грубо, резко? Верно, легко. Грубость разрушает радость! Давайте исполним акцент-радость весело, легко, задорно! (Исполнение.) — А сейчас у вас в руках воздушные шары: зеленые, красные, синие, оранжевые. Они легкие или нет? Подбросим шары на звучание акцента-радости. Старайтесь исполнить красиво. (Исполнение.) — Любите играть в мячик? Возьмите воображаемые мячики в руки, начинайте исполнять пульс, а на акцент-радость ваш мячик должен высоко подпрыгнуть. Посмотрите, как это исполню я. (Показ и исполнение с детьми.) — А теперь мы исполним «топотушку». Что это такое? От какого слова? Конечно, топнуть. Но очень легко и красиво. Пяточкой правой ноги на акцент-радость исполним «топотушку» легко, красиво. (Исполнение.) — Ребята, а на каком инструменте можно исполнить акцент-радость? (Треугольник, ложки, бубны. Дети выбирают бубен: дать всем разные задания на исполнение пульса, акцента на бубнах.) — Итак, ребята, вам всем было очень радостно, ваша радость живет в чем? (Сыграть мелодию «Польки».) — Верно, в музыке! А.как называется эта музыка, марш? (Ответы.) Да, это танец! А как называется этот танец? Конечно, полька!.. — И сейчас я вам исполню танец польку. Его придумала не я, а другая учительница. Ее дети очень весело танцуют, этот танец. Потанцуем и мы. 1-ый такт — два хлопка перед собой; 2-ой такт — тройной хлопок с наклоном корпуса вправо; 3-ий такт — два хлопка перед собой; 4-ый такт — тройной хлопок с наклоном корпуса влево; 5-7-ой такты — подскоки на месте с покачиванием головой, руки у девочек на юбочках, у мальчиков — на поясе (повторить 2 раза). — Что же мы с вами исполняли? Радость? Музыку? Танец польку? (Ответы.} — Верно, это — Музыка! В ней выражено ваше настроение. И это радостное настроение русский композитор С.Рахманинов выразил в танце, который называется…? (Дети хором — полька!) Посмотрите на портрет этого замечательного композитора. (Показ портрета.) «Марш» Л. Бетховена Во 2-ой четверти I класса на вход и выход из класса предлагается «Марш» Бетховена. Этот марш очень интересен в плане движения, сама музыка подсказывает учащимся, как надо двигаться, какие движения исполнить. После звучания музыки и определения жанра следует спросить детей о настроении, выяснить, что музыка марша очень веселая, бодрая, в то же время гордая и решительная. — Ребята, сейчас вы будете слушать еще раз «Марш”. Придумайте сами движения под решительную, гордую, музыку — и под веселую, бодрую, задорную. (Дети слушают и сами, сидя, исполняют движения.) — Интересные движения вы придумали, но не все еще услышали решительность, задор и даже озорство в «Марше», Давайте еще послушаем музыку. Как звучит «марш»; В начале? (Сыграть 4 такта.) — Верно: бодро, гордо, решительно. Давайте исполним пульс марша четким, бод- рым движением. (Звучат 4 такта, дети сжимают пальчики в кулачок и исполняют пульс.) — А как можно еще исполнить этот решительный, гордый пульс марша? (Дети предлагают. Исполняем пульс указательными пальчиками о край парты на воображаемых барабанах, «шагаем» сидя, ладошками по коленям, стоя, и т.п.) — А теперь будьте внимательны, всем нужно будет исполнять эти движения, на протяжении всего звучания марша, в тот момент, когда музыка «подсказывает» вам эти движения. (Исполнение.) — Ребята, как вы думаете, этот марш композитор сочинил для взрослых или для детей? (Для детей.) — А почему — для детей? (Ответы.) — Верно, он очень живой, веселый, озорной, и даже иногда музыка нам «подсказывает», что нужно побежать, сменить движения. Покажите сейчас ручками бег ребят, не шаг, а бег. (Звучит марш, дети под музыку исполняют движения пальчиками, ногами, ладошками и т.д.)
|