Среда, 27.11.2024, 03:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Интересное...
Главная » Статьи » Статьи

Как рождается урок музыки С.Ивановская
Как рождается урок музыки

Автор: С. Ивановская

dvizenie1У каждого творчески работающего учителя есть что-то свое, к чему он все время стремится, что ему очень близко. Таким близким, «своим», для меня является исполнение музыки через движение. Потому что движение — это естественная потребность человека выразить свои чувства, мысли, настроение, то есть ответить музыке тем же теплом, что она дает его душе. Нет ни одного урока в младших классах, где бы я не использовала разные виды движения. И свой опыт я передаю студентам. Вот несколько примеров.

«Марш» из балета П.Чайковского «Щелкунчик»

Что такое балет? Дети I класса отвечают: «Это там, где танцуют». И неопытные учителя начинают рассказывать содержание балета, показывать иллюстрации, открытки, читать сказку и т.п.
А что если сделать учащихся исполнителями, т.е. артистами балета? Начать, например, так. (Звучит в записи «Марш».)
— Какое у вас сейчас настроение?
— Радостное, веселое.
— А почему у вас такое настроение, кто вам его сейчас создал?
— Музыка.
— Какой же это музыкальный «кит»?
— Марш, танец.
— Как вы думаете, ребята, эта музыка может звучать на празднике?
(Ответы детей.)
— Мы сейчас с вами у новогодней елки. Начинается детский праздник, и звучит
удивительно красивый марш. Послушайте внимательно музыку… Кто начинает марш: девочки или мальчики? Почему мальчики? Верно, музыка в начале очень четкая, бодрая, энергичная. И сейчас наши мальчики покажут, как они будут исполнять его: легко, задорно, весело. (Шаг «исполняем»: ладошками по коленям; носочками ног об пол; стоя, легко, на носочках.)
— Очень трудное задание: послушайте еще раз марш, и поднимите руку в тот момент, когда должны маршировать девочки. (Слушание.)
— А девочки маршируют так же четко, энергично, бодро, как мальчики?.. Верно,
очень легко, воздушно, полётно, изящно. Они не маршируют, а танцуют.
(Танцуют девочки: подушечками пальцев по коленям (игриво, шаловливо), легко касаясь пола носочками ног (сидя); стоя — сначала выставляем носочек правой ноги, разводим руки в стороны, затем то же самое с левой ноги.
Затем исполняем движения так, как в произведении: М— Д— М— Д.)
— Как вы думаете, ребята, дети танцуют под эту прекрасную музыку в опере, балете или симфонии?.. Конечно, в балете. И мы с вами сейчас исполняли музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (портрет). Он сочинил музыку к трем балетам. Кто из вас знает названия балетов Чайковского? Да, это «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». И мы исполняли и слушали «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского.

«Вальс» из балета С.Прокофьева «Золушка»

Звучит «Вальс» в записи.
— Вам понравилась музыка? Вам всем хорошо сейчас, вы счастливы? А что такое
счастье? (Ответы выслушать)
— А можно сказать, что счастье — это когда всем хорошо? Значит, музыка —это
счастье! Давайте покажем движением наших рук, как нам всем хорошо, как мы счастливы. (Плавными движениями вправо и влево «исполнять счастье”.)
— Хорошо, все справились с заданием. А знаете, что вы услышали? Это самое ра-
достное ваше настроение. Посмотрите в ноты, вы видите вот такой знак: >. Композитор Сергей Васильевич Рахманинов указал пианисту-исполнителю, что этот звук надо сыграть громко, весело, радостно. И этот знак называется акцентом. Ну, а вы знайте, что это ваша радость! Как вы думаете, что хочется сделать в момент радости руками?
— Хлопнуть.
— А как хлопнуть? Грубо, резко? Верно, легко. Грубость разрушает радость! Давайте исполним акцент-радость весело, легко, задорно! (Исполнение.)
— А сейчас у вас в руках воздушные шары: зеленые, красные, синие, оранжевые. Они легкие или нет? Подбросим шары на звучание акцента-радости. Старайтесь исполнить красиво. (Исполнение.)
— Любите играть в мячик? Возьмите воображаемые мячики в руки, начинайте
исполнять пульс, а на акцент-радость ваш мячик должен высоко подпрыгнуть. Посмотрите, как это исполню я. (Показ и исполнение с детьми.)
— А теперь мы исполним «топотушку». Что это такое? От какого слова? Конечно,
топнуть. Но очень легко и красиво. Пяточкой правой ноги на акцент-радость исполним «топотушку» легко, красиво. (Исполнение.)
— Ребята, а на каком инструменте можно исполнить акцент-радость? (Треугольник, ложки, бубны. Дети выбирают бубен: дать всем разные задания на исполнение пульса, акцента на бубнах.)

— Итак, ребята, вам всем было очень радостно, ваша радость живет в чем? (Сыграть мелодию «Польки».)
— Верно, в музыке! А.как называется эта музыка, марш? (Ответы.) Да, это танец! А как называется этот танец? Конечно, полька!..
— И сейчас я вам исполню танец польку. Его придумала не я, а другая учительница. Ее дети очень весело танцуют, этот танец. Потанцуем и мы.
1-ый такт — два хлопка перед собой; 2-ой такт — тройной хлопок с наклоном корпуса вправо; 3-ий такт — два хлопка перед собой; 4-ый такт — тройной хлопок с наклоном корпуса влево; 5-7-ой такты — подскоки на месте с покачиванием головой, руки у девочек на юбочках, у мальчиков — на поясе (повторить 2 раза).
— Что же мы с вами исполняли? Радость? Музыку? Танец польку? (Ответы.}
— Верно, это — Музыка! В ней выражено ваше настроение. И это радостное настроение русский композитор С.Рахманинов выразил в танце, который называется…?
(Дети хором — полька!) Посмотрите на портрет этого замечательного композитора.
(Показ портрета.)

«Марш» Л. Бетховена

Во 2-ой четверти I класса на вход и выход из класса предлагается «Марш» Бетховена. Этот марш очень интересен в плане движения, сама музыка подсказывает учащимся, как надо двигаться, какие движения исполнить. После звучания музыки и определения жанра следует спросить детей о настроении, выяснить, что музыка марша очень веселая, бодрая, в то же время гордая и
решительная.
— Ребята, сейчас вы будете слушать еще раз «Марш”. Придумайте сами движения под решительную, гордую, музыку — и под веселую, бодрую, задорную. (Дети слушают и сами, сидя, исполняют движения.)
— Интересные движения вы придумали, но не все еще услышали решительность,
задор и даже озорство в «Марше», Давайте еще послушаем музыку. Как звучит «марш»; В начале? (Сыграть 4 такта.)
— Верно: бодро, гордо, решительно. Давайте исполним пульс марша четким, бод-
рым движением. (Звучат 4 такта, дети сжимают пальчики в кулачок и исполняют пульс.)
— А как можно еще исполнить этот решительный, гордый пульс марша? (Дети
предлагают. Исполняем пульс указательными пальчиками о край парты на воображаемых барабанах, «шагаем» сидя, ладошками по коленям, стоя, и т.п.)
— А теперь будьте внимательны, всем нужно будет исполнять эти движения, на
протяжении всего звучания марша, в тот момент, когда музыка «подсказывает» вам
эти движения. (Исполнение.)
— Ребята, как вы думаете, этот марш композитор сочинил для взрослых или для
детей? (Для детей.)
— А почему — для детей? (Ответы.)
— Верно, он очень живой, веселый, озорной, и даже иногда музыка нам «подсказывает», что нужно побежать, сменить движения. Покажите сейчас ручками бег ребят, не шаг, а бег. (Звучит марш, дети под музыку исполняют движения пальчиками, ногами, ладошками и т.д.)

Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (01.08.2009)
Просмотров: 1665 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню
Васильченко А.Г.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Миссия Д.Ойстраха и С.Рихтера
  • Культура и Искусство
  • Каталог сайтов Всего.RU
  • Ave! Классика!
  • "Лад"-центр раннего развития
  • Детское радио