Главная » Статьи » Статьи |
Музыкальная игрушка Слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах — вот те средства музыкально-эстетического воспитания, котопые мы используем в оаботе с детьми. У детей очень большая потребность в музыкальных игрушках. Музыкальные инструменты бывают клавишные, духовые, струнные и ударные. К клавишным относятся пианино, гармония; к струнным — балалайка, мандолина, гитара; к духовым — труба, губная гармоника, детская флейта; на ударных инструментах звук извлекается при помощи удара. Из ударных чаще всего встречаются барабан, бубен, тарелки, треугольники, кастаньеты, погремушки, колокольчики, бубенчики. К мелодическим ударным инструментам мы относим деревянные ксилофоны и металлические лирофоны, металлофоны, цимбалы, на которых можно исполнять мелодии. Остановимся подробно только на мелодических инструментах — ксилофонах и цимбалах. Они по праву все больше начинают использоваться в детских садах. Однако, не умея пользоваться инструментом, некоторые воспитатели недооценивают того большого воспитательного значения, которое он имеет. Ударяя молоточком по пластинкам, прислушиваясь к звукам, ребенок получает большое удовлетворение, радость. Слушая, он в то же время контролирует, правильно ли звучит мелодия; если неправильно, ребенок ищет пути, как заменить неправильный звук. Играя на цимбалах, ребенок преодолеват трудности, этим упражняет свою волю, внимание. Зачастую можно видеть, как дети подолгу сидят с ксилофоном или цимбалами, подбирая мелодию или повторяя много раз подряд знакомую песню или пляску, чтобы ее лучше запомнить. Так незаметно, за любимым занятием у ребенка развивается выдержка, настойчивость, упорство. В педагогической работе воспитатель часто задумывается, как воспитать в детях чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Участие детей в оркестре помогает в решении этой задачи. Каждый, кто торопится или отстает в пении, нарушает стройность звучания песни, чувствует за собой вину, ответственность перед коллективом и старается исправить ошибку. Учитывая это, воспитатель должен постепенно вводить в оркестр детей, которые свободно играют на ксилофонах и цимбалах. С помощью музыкального инструмента музыка проникает в быт не только детского сада, но и семьи. Дети так увлекаются игрой на ксилофонах и цимбалах, что родители по их просьбе покупают им музыкальные инструменты, и мелодии песен, плясок звучат в быту. Дошкольники обучают игре на ксилофонах своих родителей, братьев, сестер. Некоторые родители, слыша настойчивые просьбы детей купить мм цимбалы, спрашивают у воспитателя, что это за игрушка. Воспитатель предлагает детям исполнить на цимбалах для родителей несколько музыкальных произведений, после чего родители охотно покупают детям эти инструменты. Большое место занимают ксилофон и цимбалы в творческих играх, в семье и детском саду. К празднику 1 Мая в старшей группе был устроен театр народного творчества. Детский оркестр цимбалистов играл белорусские, грузинские, украинские, русские мелодии, которые сопровождались пением или плясками. В театр приглашались дети из других групп, которые пели и плясали под этот оркестр. В январе для кукол была устроена новогодняя елка; цимбалы и на этот раз сыграли большую роль: новогодние песни, хоровод и пляски вокруг елки проходили под сопровождение цимбал. Как же пользоваться этими инструментами? Ксилофоны, цимбалы воспитатель дает детям старших групп в свободное от занятий время. В группу вносят одновременно не более двух-трех цимбал или ксилофонов. Большое количество этих инструментов нежелательно, так как, исполняя одновременно различные мелодии, дети мешают друг другу и утомляют свой слух. Воспитатель проигрывает знакомые мелодии, а дети слушают. Вначале исполняются несложные мелодии, в которых нет больших интервалов, например народную песню «Дудка»; детям легче брать близлежащие звуки. Воспитатель играет мелодию в медленном темпе, а дети следят, по каким пластинам он ударяет. Затем ребята пробуют воспроизвести ее сами. Тому, кто затрудняется, педагог показывает, по каким пластинам надо ударять. Сначала разучивается одна часть, когда дети усвоят ее — вторая. Исполняя мелодию, дети не механически запоминают ее: ударяя по пластинам, они все время контролируют свое исполнение слухом. Вот почему воспитатель показывает детям знакомые мелодии. Когда они усвоят одну мелодию, воспитатель дает другую. Впоследствии дошкольники подбирают мелодии и придумывают собственные (импровизируют). Процесс подбора и разучивания мелодии должен проходить у детей без принуждения со стороны педагога. Встречаются иногда застенчивые, нерешительные дети, которые отказываются играть, объясняя, что у них все равно не получится. На таких ребят педагогу следует обратить особое внимание и помочь им. Порой дети сами оказывают большую помощь друг другу. Интерес к музыкальным инструментам бывает настолько велик, что дети часто торопятся закончить завтрак или одеться после дневного сна, раздеться после прогулки, чтобы как можно быстрее начать игру на инструменте. Они сами устанавливают очередь пользования инструментами. В результате почти все дети старшей группы легко овладевают игрой на ксилофонах. Когда несколько детей начинают легко и свободно исполнять какую-либо мелодию, воспитатель может объединить играющих, и % составить оркестр. Для совместной игры ксилофоны и цимбалы должны быть настроены в одном тоне. Игру детей на ксилофонах, цитрах хорошо сопровождать звучанием фортепиано, баяна, гитар. Число участников в оркестре сначала невелико, постепенно оно возрастает. Детям, которые еще затрудняются играть на ксилофонах, можно предложить другую роль в оркестре — играть на ударных инструментах, звоночках, бубне, барабане. Ударные не имеют мелодического звучания. Их сопровождение должно быть строго согласовано с характером, структурой музыкального произведения. Преимущество оркестра, составленного из ксилофонов и цимбал, заключается в том, что дети могут воспользоваться им в быту, без музыкального сопровождения. Для разнообразия тембровой звучности в оркестр, составленный из ксилофонов и цимбал, можно вводить отдельные ударные при условии, чтобы они не заглушали слабого звучания ксилофонов и цимбал. Например, при исполнении пляски. Ксилофоны и цимбалы оказывают большую помощь самому воспитателю при запоминании мелодии песен. Можно указать немало случаев, когда воспитатель не мог правильно спеть или запомнить мелодию, а выучив ее на цимбалах, начинал точно петь. Некоторые воспитатели затрудняются, в каком тоне начать петь с детьми ту или иную песню, и поют слишком высоко или низко. Зная, с какой пластинки ксилофона начинается песня, воспитатель может взять нужный звук. Петь песни в удобном для ребенка тоне особенно важно в целях охраны детского голоса. Как воспитателю научиться играть на ксилофоне? Можно подобрать мелодию по слуху или выучить ее при помощи цифр. На ксилофоне размещается семь цифр по числу разных звуков. Цифра 1 соответствует звуку до, цифра 2 — звуку ре и т. д. Черточками под цифрами обозначаются звуки первой октавы, т. е. расположенные ниже, а черточками над цифрами — звуки второй октавы, т. е. расположенные выше. Те, кто знаком с нотописью, могут играть и по нотам. Трудность игры по нотам заключается в том, что на ксилофонах, настроенных в одной тональности до мажор, можно играть только мелодии без диезов и бемолей. Если эти знаки имеются в ключе, то мелодию можно легко транспонировать в тональность до мажор. Если эти знаки встречаются не при ключе, а в каком-либо такте, то такую мелодию сыграть на ксилофонах нельзя. Большинство народных и детских песен не имеет случайных знаков, и их легко сыграть на обычных ксилофонах. Как же надо транспонировать мелодии? За единицу принимается основной звук мажорной гаммы. Если воспитатель знаком с музыкальной грамотой, знает, сколько данная гамма имеет знаков, легко транспонировать мелодию при помощи цифр в тональность до мажор. В противном случае воспитателю должен помочь музыкальный руководитель. Как хранить и настраивать ксилофоны? Ксилофоны сделаны из дерева, которое очень чувствительно к влаге, поэтому их надо хранить в сухом месте. Отсыревшие ксилофоны следует сначала высушить, а затем уже настраивать. Настроить ксилофоны может и воспитатель с хорошим слухом. Для того чтобы сделать звук более низким, надо углубить надрез, имеющийся на обратной стороне пластинки. Для повышения звука надо подрезать пластинки с торца. Так же настраиваются и металлические цимбалы. Как показала практика, в тех группах, где воспитатель владеет игрой на детских музыкальных инструментах, отмечаются большие достижения как в общем, так и музыкальном развитии детей. | |
Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (01.08.2009) | |
Просмотров: 2758 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |