Среда, 27.11.2024, 03:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Интересное...
Главная » Статьи » Статьи

Метлов Н.А. "Как мы развиваем муз.слух у детей"
Как мы развиваем музыкальный слух у детей

Дошкольники могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки, получать от нее наслаждение, понимать красоту ее звуков. С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности — слух, музыкальную память, чувство ритма.

В широком смысле в понятие музыкального слуха входят: звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, ладотоальный, гармонический слух, умение определить фразировку Н форму музыкального произведения. В узком смысле под музыкальным слухом понимается только звуковысотный слух — способность воспринимать и различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильное воспроизведение ее голосом или по слуху на музыкальном инструменте.

Все элементы музыкального слуха тесно связаны между собой. Так, развивая звуковысотный слух, мы способствуем развитию ладотонального, гармонического, ритмического слуха; одновременно со звуковысотным слухом совершенствуется и фонематический слух, т. е. способность различать звуки разговорной речи.

Музыкальный слух — качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать у каждого. В нашей стране и за рубежом существуют для этого различные системы обучения.

В своей работе мы опираемся на принципы советской дидактики и на основе положения физиологии и психологии о слуховых восприятиях и представлениях.

У многих детей звуковысотный слух проявляется слабо, требуются специальные упражнения. Уже трехлетних детей мы знакомим со звуками разной высоты. Вначале дети различают резко контрастные звуки: один и тот же звук берется в разных октавах — во второй и малой, затем во второй и первой и, наконец, в первой.

Во многих песнях про птиц, животных, написанных для маленьких детей, есть музыкальное вступление или заключение, характеризующее персонажи, например, в русской народной прибаутке «Петушок» в обработке М. Красева («ку-ка-ре-ку»), «Белые гуси» М. Красева («га-га-га»), в песнях «Кошка» Ан. Александрова («мяу»), «Бобик» Т. Попатенко («гав-гав») и т. д.

Знакомя детей с новой песней, показывая им игрушку или картинку, мы играем на фортепиано и поем песню так, как она написана автором. На следующих занятиях проигрываем вступление в разных регистрах — более высоком и более низком — и предлагаем детям угадать, кто лает: большая собака или щенок? Если звук низкий, то лает большая собака, если высокий, тонкий— щенок. Так же дети отгадывают, кто мяукал — котенок или кошка, какой петух кукарекал.

Проиграв звукоподражание в низком или высоком регистре, спрашиваем ребенка, как он догадался, что лаяла собака, а не щенок. Ребенок отвечает: «Лаяла большая собака, у нее грубый, низкий голос». Чтобы временная связь между ощущением звука и его воспроизведением была более осознанной, мы предлагаем детям эти звукоподражания спеть, не требуя точной интонации.

Тоненьким голоском они подражают мяуканью котенка, низким — мяуканью кошки. Обычно такие звукоподражания связываются с содержанием песни, которую дети слушают или поют, или с содержанием музыкальной игры. Например, перед игрой

«Птички и собачка» музыкальный руководитель играет на фортепиано в высоком или низком регистре (как лает собака) и спрашивает, кто будет ловить птиц: большая собака или маленький щенок? Такие образные упражнения активизируют детей вызывая интерес, и помогают различать и осознавать высоту звука.

По мере усвоения детьми высоких и низких звуков согласно принципу систематичности и последовательности мы усложняем упражнения. Если первое время дети лишь учатся различать резко контрастные по высоте звуки и передавать их голосом без точного интонирования, то в конце года трехлетним или в начале года четырехлетним мы даем в играх-загадках звуки, менее контрастные по высоте, в пределах интервала квинты. Как в развитии зрительных ощущений дети сначала различают основные цвета солнечного спектра — красный, зеленый, синий, желтый, так и в развитии слуховых ощущений воспитываем их слух на ладовой основе, знакомим с основными устойчивыми звуками лада (лад — это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков, причем неустойчивые тяготеют к устойчивым). Содержание музыки зависит от логической взаимосвязи звуков. Случайное их нагромождение приводит к отсутствию содержания.

В современной музыке наиболее распространены два лада — мажорный и минорный. Занимаясь пением, слушанием музыки, музыкальными играми, мы знакомим детей с произведениями, написанными и в мажорном, и в минорном ладах.

В упражнениях для развития музыкального слуха пользуемся только мажорным ладом: он легче для пения и более устойчив в интонационном отношении. Из мажорного лада берем не весь звукоряд в пределах семи ступеней, а только отрезок из пяти ступеней, трех устойчивых звуков — I, III, V — и двух неустойчивых —II, IV.

Ноты, обозначаемые белым кружком,— устойчивые звуки, черным — неустойчивые.

Лад строим на любой высоте, в любой тональности. Название тональности даем по первой ступени — тонике.

Упражнения для развития музыкального слуха подбираем в тональностях, удобных для пения: ми-бемоль, ми, фа мажор-Упражнения начинаем с интервала квинты, так как детям легче различать звуки на расстоянии квинты, а не терции и секунды.

Существует физиологическая закономерность: если на инструменте звучат два смежных звука, например, фа и соль, то благодаря распространению процесса возбуждения в коре головного мозга это ощущение двух смежных звуков долго не конкретизируется. Ощущение звуков, находящихся на более отдаленном расстоянии (квинты), конкретизируется легче.

В процессе повторения возбуждение в мозгу постепенно концентрируется на определенном участке головного мозга и ощущение звука, сыгранного на фортепиано, уточняется.

Желая сделать упражнения интересными, доступными детям, мы стремимся придать им образность, конкретность, провести их в форме игры. Так, предлагая детям спеть звуки, говорим: «Я вам сыграю на дудочке, вы послушайте. Потом я буду слушать, а вы будете играть на своих дудочках». Ударяем по клавише, которая издает звук ми или фа, другой рукой делаем дудочку и воспроизводим этот звук, исполняя его на слог «ду».

Чтобы звучание было более интересным, исполняем его с ритмическим рисунком, например: «ду-ду, ду-у-у» (четверть, четверть, половина). Послушав внимательно, все дети повторяют этот звук в сопровождении фортепиано, подражая игре на дудочке. Затем проигрываем следующий звук — си{ или до2. Если дети поют нечисто, говорим, что не все дудочки играли правильно. Предлагаем послушать еще раз, как играет дудочка. Исполняем голосом 1—2 раза этот звук с тем же ритмическим рисунком. Затем предлагаем сыграть его на дудочках тихо, потом громче.

Детям легче правильно спеть с голоса взрослого. Постепенно они привыкают правильно воспроизводить звуки не только спетые, но и сыгранные на музыкальном инструменте.

Важна так называемая звуковая наглядность —конкретное слуховое восприятие звуковых комбинаций; другие органы чувств дополняют и усиливают слуховые восприятия. Например, когда дети поют звук, музыкальный руководитель может показать движением руки его высоту — поднять руку на высоком звуке и опустить на низком. В данном случае участвуют два органа чувств — слух и зрение. Если ребенок одновременно с пением высокого звука сам поднимет руку вверх, а при пении низкого опустит, то, кроме органов слуха и зрения, будет участвовать еще и мышечное чувство.

Вскоре после того, как дети научатся исполнять голосом крайние звуки интервала квинты, мы ставим перед детьми небольшую лесенку. Под каждой ступенькой, а их шесть, наклеены Цифры. На другой стороне лестницы цифр нет. Такое наглядное пособие повышает интерес к занятиям, способствует прочности усваиваемых знаний.

Ставим лесенку на возвышение, поворачиваем к детям стороной без цифр. Дотрагиваясь указкой до ступеньки, спрашиваем, низко или высоко расположена она по отношению к столу. Дети отвечают. Затем проигрываем на фортепиано звук ми и поем: «низкая», показывая нижнюю ступеньку. Дети слушают, этом вместе с музыкальным руководителем поют. Таким образом знакомим детей с «высокой» (верхней) ступенькой, играя на! фортепиано звук си. Позднее, когда дети освоят высокие I, низкие звуки, музыкальный руководитель может сказать: «За. кройте глаза, послушайте внимательно, а затем скажите, на какую ступеньку надо указать палочкой — высокую или низкую» Дети закрывают глаза и слушают. Звучит ми или си. «Кто угадал? Кто хочет сказать?» — спрашивает педагог. Ребенок подходит к лесенке и указывает на соответствующую ступеньку.-' Для закрепления представления о высоких и низких звуках пользуемся и другими приемами. Так, в гости к детям приходят маленькие игрушки — фигурки животных, птиц. Например, гусь не знает, на какую ступеньку ему взлететь — на «низкую» или на «высокую»,— когда звучит ми. Музыкальный руководитель предлагает детям помочь гусю встать на нужную ступеньку. Угадавшие поднимают руку. Вызываем одного из желающих поставить фигурку на ступеньку. Если на лесенке находится гусь, ребенок воспроизводит соответствующий звук, произнося «гага-га». Затем все дети повторяют звукоподражание на том же звуке. Звуки могут идти в разной последовательности. Например, несколько раз высокий звук, затем поочередно, то низкий, то высокий. После пропевания нескольких высоких и низких звуков «гость» останавливается на верхней или нижней ступеньке, и дети поют про него песенку. Например, если в гости приходит гусенок, дети поют «Белые гуси» М. Красева, если курочка — «Цыплята» А. Филиппенко, если петух — народную прибаутку «Петушок» в обработке М. Красева и т. д.

Мы проводим еще и другие игры-загадки, без лесенки, например «Угадай, сколько звуков сыграю». На фортепиано 2—3 раза исполняется звук ми. Все дети про себя считают, один из отгадывающих говорит, что сыграли 2—3 раза один и тот же звук, и поет его со словами «один, два, три». Все дети повторяют. Так уточняется понятие высокого и низкого звука. После исполнения разных звуков даем задание определить, какие звуки слышатся: одинаковые или разные, сколько высоких и низких, какой первый звук — высокий или низкий, какой последний и т. д.

После того как дети начнут узнавать и петь крайние звуки квинты ми — си или фа — до (высокий, низкий), знакомим их со средним устойчивым звуком лада — соль-диез или ля. Этот звук, так же как и крайние устойчивые звуки, дети усваивают в игровой форме: воспроизводим звук, дети слушают, играют на «дудочке», указывают на третью ступеньку, говорят: «Он не высокий и не низкий, он средний».

Средний звук усваивается труднее, поэтому осознание и усвоение его происходит в конце года в средней группе. После того, как дети начнут различать три основных звука лада, знакомим их с гаммообразным движением по ступеням лада первая, вторая, третья, четвертая, пятая ступеньки.

«Гости» ходят по ступенькам, а дети поют звукоподражания I мяу»- <<га>> и т- п-) с постепенным повышением звуков. Иногда, чтобы больше заинтересовать детей, мы угощаем гостя — ставим 4я шестую ступеньку миску. Пройдя пять ступенек, гость начинает есть (кошка лакает молоко, курица клюет зерна и т. д.). Поев, гость спускается вниз, без фортепианного сопровождения и звукоподражания.

Научив детей правильно, последовательно петь звукоподражания по ступенькам вверх, мы, пользуясь теми же приемами, учим их петь звукоподражания по ступенькам вниз. Переставляют фигурку животного поочередно музыкальный руководитель, воспитатель, ребенок.

В группе детей 5—6 лет повторяются те же упражнения, но с называнием ступеней. Лесенку поворачивают к детям стороной, на которой наклеены цифры.

Заменяя названия нот названиями ступеней лада, мы делаем упражнения отвлеченными от конкретной высоты. Так, вместо звука ми называем «первая», вместо звука фа-диез — «вторая» и т. д. Если усвоение звуков какого-нибудь интервала, записанного нотными знаками, обязательно связывается с определенной высотой, то спеть звуки с помощью названий ступеней (первая — пятая, первая — третья) можно на любой высоте, доступной голосу детей.

Без ясного слухового представления звуков, соответствующих нотным знакам, нельзя приступить к изучению нот и пению по нотам. Если дети поют названия нот фальшиво — значит, у них нет соответствующих слуховых представлений и знание нот превращается в схоластику. Поэтому мы считаем, что в дошкольном возрасте можно ограничиться тем, что дети научатся различать и петь ступени мажорного лада, имея о них ясное слуховое представление.

Иногда упражнения проводим в виде игры в цирк, где дети — дрессировщики. ВькЗирают ребенка, который выводит из-за лесенки игрушку животного. Музыкальный руководитель на фортепиано играет верхний, нижний или средний звук лада. Дети говорят: «гоп», фигурка, управляемая ребенком, прыгает на ступеньку. Или на инструменте проигрывают один из основных звуков лада, дети поют этот звук, а животное прыгает на соответствующую ступеньку.

Во второй половине года дети исполняют упражнения, состоящие из коротких мотивов в три звука — с поступенным движением, со скачками на основные ступени и с окончанием на одной из основных ступеней, с называнием их. Упражнения даются в ми-бемоль мажоре, ми мажоре и фа мажоре.

С детьми шести лет эти занятия проводятся без игрушек, что-нибудь из детей показывает ступеньки (названные музыкальным руководителем), одновременно напевая их названия. Если нок правильно поет — поют все дети, если неправильно — предлагаем спеть кому-нибудь из желающих, а затем повторить всем или небольшой группе детей (мальчикам, девочкам).

Бывают и более трудные задания. На инструменте проигрываем мотив, состоящий из пяти или шести звуков, который заканчивается на основном звуке. Ребенок указывает соответствующие ступени. Дети определяют, правильно ли он это выполнил; если неправильно, то как надо спеть песенку-загадку. Затем поет ребенок, правильно называя ступеньки. Желающих спеть такие песенки-загадки много. Потом вместо названия ступеней дети поют эти мелодии на слог «ту» или «ля», а один ребенок показывает ступеньки.

Надо сказать, что приемы, которые мы неоднократно применяли в своей практике, наиболее трудные и используются они в том случае, если у детей уже хорошо развит музыкальный слух.

Для развития ладотонального слуха даем и другие упражнения. Например, в конце года в старшей группе и в начале года в подготовительной предлагаем небольшие музыкальные произведения (или часть произведения), которые дети раньше пели, слушали или двигались под эту музыку и в которых есть вводный тон (седьмая ступень), последний звук (тонику) не исполняем, а просим детей спеть.

Труднее дается детям пропевание тоники после второй ступени.

Для лучшего развития ощущения тоники мы транспонируем произведения в разные тональности. Исполняем русские народные песни: «Из-под дуба», «Как у наших у ворот», «Земелюшка-чернозем», украинскую мелодию «Гопачок».

В подготовительной группе применяем упражнение «эхо»: пропеваем звуки тонического трезвучия вверх, вниз: дети повторяют его на слог «ля». После того как дети научатся петь звуки основного трезвучия, мы проигрываем звуки субдоминантового и доминантового трезвучия. Услышанные звуки дети поют как эхо.

Упражнение транспонируется на полтона вверх. Сначала в тональности ми-бемоль мажор, затем на полтона выше — в ми мажоре и наконец в фа мажоре. Эти упражнения помогают детям соблюдать разные интервалы, встречающиеся в песне.

В конце года в подготовительной группе дети решают задачи, которые способствуют развитию и гармонического слуха. На фортепиано звучат одновременно два или три звука основного трезвучия — малая, большая терция, квинта или все три звука тонического трезвучия. Предлагаем угадать, сколько звуков сыграно, и спеть их в обратной последовательности: пятая — третья или третья — первая и т. д.

В старших группах мы подводим детей к пению упражнений а капелла. Для того чтобы научить детей петь без сопровождения инструмента, пользуемся таким приемом: сначала сопровождаем пение детей игрой мелодии на фортепиано или голосом взрослого, затем предлагаем кому-либо самостоятельно спеть звук, после чего на фортепиано повторяем этот звук, как эхо. Если ребенок неправильно исполняет звуки, повторяем их еще на фортепиано и предлагаем ему спеть самостоятельно в сопровождении инструмента и без него.

Некоторые педагоги считают, что пение а капелла способствует развитию чистоты интонации. Однако пока у детей нет необходимых слуховых представлений, петь а капелла им трудно.

Упражнениям, о которых говорилось выше, на музыкальных занятиях отводится 4—5 минут в младших группах, 6—8 в старших, но проводятся они систематически и с постепенным усложнением.

Необходимо учитывать не только возраст, но также навыки и умения детей. Так, если подготовительная группа недавно организована, и дети не знакомы с упражнениями, которые здесь рекомендуются, следует освоить сначала упражнения для детей 4—5 лет, а затем перейти к более сложным. Постепенно у детей развивается звуковысотный музыкальный слух, чистота интонации, слуховое внимание; упражнения помогают развитию слуховых представлений — дети начинают осознанно воспринимать и воспроизводить звуки. Вместе с тем эти упражнения — хорошая основа для изучения нотной грамоты в школе.

Эти упражнения лишь небольшая часть в системе музыкального воспитания. Пению, слушанию музыки, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах мы уделяем большое внимание.

Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (01.08.2009)
Просмотров: 3396 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню
Васильченко А.Г.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Миссия Д.Ойстраха и С.Рихтера
  • Культура и Искусство
  • Каталог сайтов Всего.RU
  • Ave! Классика!
  • "Лад"-центр раннего развития
  • Детское радио