Главная » Статьи » Статьи |
Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы помочь работникам дошкольных учреждений в проведении с детьми занятий с ударными инструментами. Слушание музыки в исполнении ударного оркестра — это один из видов восприятия музыки. Дети определяют общий характер произведения, характер его различных частей, подбирают соответственно им те или иные инструменты. Ударный оркестр составляется примерно из следующих инструментов: маленький барабан, тарелки, маленькие бубны, треугольники, кастаньеты, колокольчики, бубенчики, погремушки разных размеров. Вводя в оркестр несколько треугольников, надо подбирать последние так, чтобы они одинаково звучали. В противном случае лучше ограничиться одним треугольником. Приобретая колокольчики, надо подбирать их с таким расчетом, чтобы часть из них звучала в одном и том же низком тоне, например до; другая — в более высоком, в ми, ми-бемоль; третья — в соль и т. д. Желательно, чтобы колокольчики были подобраны в терцовом соотношении (до — ми, ре — фа), а не по хроматической гамме (до, до-диез, ре, ре-диез и т. д.). Кастаньеты можно заменить деревянными ложками. Играют на них либо взяв в руки по ложке и ударяя одной о другую, либо ложки закладывают черенками между пальцами правой руки, так, чтобы выпуклости ложек были обращены друг к другу. Ударный оркестр всегда звучит в сопровождении мелодического инструмента (фортепиано, баян, домра, гитара и др.) или пения. В противном случае ударный оркестр превращается в Колокольчики можно привязать к тоненьким небольшим палочкам: так детям играть легче. Как знакомить детей с инструментами? Практика показывает, что выводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Лучше знакомить инструментами постепенно, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, к извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который характерен данному инструменту. Когда ребенок в достаточной степени познакомится с одним инструментом (барабаном или тарелками), внимание его целесообразно сосредоточить на том, что на каждом инструменте можно извлекать различные по силе звуки. Например, педагог берет барабан или бубен, у детей в руках флажки. В зависимости от силы звучания инструмента дети меняют положение флажков (вверх, вниз). Затем барабан или бубен передается кому-либо из детей и ему предлагается проделать то же. Таким образом ребенок приучается извлекать из инструмента сильные и слабые звуки. Следует фиксировать внимание детей и на высоте звуков. Так, треугольники, колокольчики, маленькие бубенчики издают высокие звуки, а кастаньеты, большие бубенчики, бубен, погремушки — средние по высоте звуки и, наконец, барабан издает низкий звук. Знакомство с высотой звука можно провести примерно таким образом: детям раздают колокольчики и бубенчики. Колокольчики откликаются на музыку, исполняемую в высоком регистре, бубенчики — в среднем. После того как дети познакомятся с двумя-тремя видами контрастно звучащих инструментов, начнут разбираться в характере их звучания, можно ввести сразу два-три таких инструмента, чтобы дети могли сравнить характер их звучания. Например, дается барабан и колокольчик. Взрослый исполняет пьесу на фортепиано. При игре в верхнем регистре играют дети, получившие колокольчики, а при игре в низком — барабанщики. Наконец, следует обратить внимание ребенка на протяжные и отрывистые звуки (legato, staccato), издаваемые инструментами. Треугольники и тарелки издают протяжные звуки, а кастаньеты, погремушки, барабан — отрывистые. При введении тарелок ребенку объясняют, что они употребляются главным образом для усиления звука, почти всегда на акцентированных частях мелодии. Если к ударениям-акцентам ребенок подведен при разучивании движений (в играх, танцах), то введение тарелок и правильное пользование ими не представит для них никаких затруднений. Полный состав ударного оркестра вводится в старших группах. В средней группе дети знакомятся с отдельными инструментами. Инструменты, одинаковые по высоте звучания, например треугольники (колокольчики, бубенчики), желательно чаще вводить в игры детей, чтобы детское ухо приспособлялось к улавливанию звуков различной силы и высоты и к сравнению их между собой. Нецелесообразно использовать заводные шарманки, органчики: ребенок не может на них свободно музицировать; мелодии, записанные в них, искажены (высота звука, ритм, тембр). В исполнении ударного оркестра могут звучать песни, марши, танцевальные мелодии. Лучше звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь и др. Для исполнения музыки ударным оркестром необходима инструментовка — определение очередности вступления в оркестр ударных инструментов. Последнее обусловливается содержанием произведения. Целесообразно к инструментовке пьесы привлекать детей. На занятиях исполняются две-три пьесы для их инструментовки. Дети выбирают одну из них и мотивируют свой выбор, например: «Она веселая». Выбранная пьеса исполняется еще раз, сначала целиком, потом по частям. Детям предлагают сказать, где какие инструменты должны играть. Педагог выбирает наиболее удачные варианты, предложенные детьми. Перед игрой в оркестре можно всем одновременно разрешить «настроить» свои инструменты, т. е. поиграть на них. После разучивания новой пьесы, играют две-три старых. Больше трех пьес на одном занятии играть не следует: ударные инструменты — сильный слуховой раздражитель, у ребенка от шума и напряжения притупляется внимание. Для занятий с ударным оркестром выделяется специальное время, но можно 2—3 мин выделить на обычных музыкальных занятиях. Нужен ли оркестру дирижер? Когда дети играют в «оркестр», «дирижером» может быть ребенок. Другое дело — занятие с ударным оркестром. Педагог, играя на инструменте, является одновременно и дирижером. В нужный момент он может напомнить детям вступление (словами, кивком головы). Детский оркестр Дошкольным работникам еще памятен детский сад при заводе «Каучук». В 30-е годы в огромном зале особняка, который занимал этот детский сад, на открытых музыкальных занятиях, занятиях по физкультуре, детских праздниках нередко собирались воспитатели, заведующие, методисты, музыкальные руководители, иностранные гости. Здесь же в 1931 г. был создан и детский оркестр. Долгий и трудный путь прошел он, прежде чем достиг современного уровня. Наблюдая детей на занятиях, в творческих играх, мы заметили, что они очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками, с помощью барабана, бубна, звонков, погремушек выполняют несложные ритмы. Крупный и мелкий строительный материал дети «превращали» в музыкальные инструменты: полудуги — в трубы, мелкие кубики — в пианино; играли будто по клавишам, напевая знакомые мелодии. Маршировали под барабан и бубен, плясали, ударяя в бубен и встряхивая его. В те годы во многих детских садах были шумовые оркестры, состоящие из ударных игрушек — звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана. Дети учились отличать характер музыки, музыкальную форму, динамику звука, регистры, ритмический рисунок. Например, когда музыка исполнялась тихо, они встряхивали звонками, а когда громко — погремушками. Ударными игрушками иногда сопровождалось исполнение на фортепиано веселых, танцевальных мелодий. Некоторые музыкальные руководители сомневались в музыкальной ценности шумового оркестра, особенно когда исполнялись классические произведения М. Глинки, П. Чайковского. Шумовое оформление часто не оправдывалось ни музыкальной формой, ни характером музыки. К тому же ударные игрушки не могут передать мелодическую линию. Мы стали думать, как помочь детям выполнить отсутствующую мелодическую линию музыкального произведения. Первым несовершенным инструментом, который мы внесли в детский оркестр, был деревянный ксилофон. Чистота звучания не всегда достигала должной высоты, а главное — не удовлетворял звук, похожий скорее на стук. И все же на ксилофоне мелодию можно было воспроизвести. Трудность состояла еще и в том, что инструменты были настроены нечисто и в разных тональностях. Постепенно мы преодолели все это, и старшие дошкольники с большим интересом стали исполнять несложные знакомые песни (в старшей группе в то время находились дети 7—8 лет). Итак, пока наш оркестр состоял только из деревянных ксилофонов, мы продолжали искать другие музыкальные инструменты. Вскоре приобрели металлофоны лирообразной формы, но и они не радовали нас: на деревянный каркас набиты железные пластинки, качество звука плохое. Преимущество металлофона перед ксилофоном состояло в том, что од не реагировал на изменения погоды. Но настраивать его было значительно сложнее. Зато в оркестре часть детей играла на ксилофонах, другая — на металлофонах. Оркестр рос. Но репертуар наш ограничивался из-за того, что металлофоны были диатонические (можно исполнять лишь те музыкальные пьесы и песни, в которых нет бемолей и диезов). Спустя некоторое время появились новые металлофоны хроматические. В них пластинки располагались в два ряда (в верхнем ряду — полутоны). Звуковое качество пластинок оставалось все же на низком уровне. Кроме того, двухрядный металлофон был труден для детей. В 1952 г. появились детские цитры: струны из железной проволоки, их можно было чисто настраивать, хотя колки плохо держали строй. Диапазон этих цитр — семь звуков. В первую очередь на цитрах стали играть те, кто уже играл на ксилофонах и металлофонах. После долгих хлопот удалось наладить производство цитр в Звенигородской артели. Цитры стали большого размера, с диапазоном в 12 звуков, но все же далеко не высокого качества, а вскоре артель перестала выпускать и эти цитры. Снова ищем. Находим старого мастера струнных инструментов, который сделал несколько экземпляров разных образцов, разного размера, с декой и без нее, с круглым отверстием, которое помещалось в одних инструментах выше, в других — ниже, с разными струнами. По этим образцам в Загорском научно-исследовательском институте игрушки конструктор В. Г. Бодров сделал модель, по которой Кировская фабрика стала выпускать цитры. Так, детский оркестр пополнился струнными инструментами. Приходилось преодолевать и отрицательное отношение некоторых музыкальных руководителей к детскому оркестру. Они считали, что дети прилагают слишком много усилий, напрягаются, когда играют в оркестре. Однако удалось опровергнуть эти опасения и доказать, что игра на музыкальных инструментах способствует всестороннему развитию детей. Совершенствуется музыкальный слух, ритмическое чувство. Игра в оркестре развивает не только мелодический, но и гармонический слух: дети обращают внимание на сопровождение фортепиано, начинают осознавать, как оно украшает, дополняет мелодическую линию, исполненную на инструментах. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, выдержку, настойчивость, волю, чувство товарищества, взаимопомощь. Видные музыканты-композиторы Д. Шостакович, Д. Кабалевский призывают к тому, чтобы воспитывать у детей интерес к музицированию. Эти простейшие инструменты дают возможность воспроизводить и импровизировать мелодии. Многие музыкальные руководители и воспитатели стараются ввести музыку в быт детского сада, одна из таких возможностей — индивидуальная и коллективная (оркестр) игра на музыкальных инструментах. В этих целях мы, например, проводим игру с пением в сопровождении цитр или аккордеона; исполнители — дети. Правда, игра на музыкальных инструментах требует большого внимания, систематической работы не только музыкального руководителя, но и, главное, воспитателя. Прошло почти сорок лет с момента зарождения оркестра. Теперь в нем ударно-мелодические инструменты (металлофоны), струнные (цитры), клавишные (аккордеоны), клавишно-духовые (гармоники «Мелодия-26»), а также ударные (бубны, барабан, металлические тарелки). исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем — вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне — припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах). Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально. Правда, времени на это уходит много, но результаты очевидны. Кроме того, индивидуальные занятия способствуют сближению ребенка с педагогом. Чем руководствоваться при выборе репертуара для игры на металлофоне? Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить. Другое важное условие при выборе произведений — строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Из простых, доступных мелодий можно взять: «Корова» М. Раухвергера, «Елка» Т. Попатенко, русские народные мелодии «На зеленом лугу», «Во саду ли, в огороде», «Полянка», «К нам гости пришли» Ан. Александрова, «Песня про елочку» Е. Тиличеевой, белорусская народная мелодия «Савка и Гришка». Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям. Более музыкальные дети быстро запоминают несложные мелодии, начинают играть их самостоятельно и охотно обучают товарищей, тем самым помогая воспитателю. Желательно привлекать всех детей к игре на металлофоне. Некоторые из них боятся играть. Это происходит от неуверенности в своих силах, а иногда от отсутствия трудолюбия, усидчивости, внимания. Но постепенно дети овладевают музыкальным репертуаром и становятся участниками оркестра. Как организовать оркестр из металлофонов? Научившись играть одну и ту же мелодию, дети обычно исполняют ее вдвоем на двух-трех металлофонах в часы, свободные от занятий. Число умеющих играть мелодию постепенно растет. Музыкальный руководитель собирает всех играющих, дает металлофоны, и дети играют выученные мелодии в сопровождении фортепиано сначала в медленном темпе, затем в темпе, какого требует произведение. В оркестре на 25 детей примерно одиннадцать цитр, шесть металлофонов, два аккордеона, две духовые гармоники, барабан, два бубна, тарелки. Оркестр в детских садах — интересный и полезный для детей вид деятельности. | |
Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (01.08.2009) | |
Просмотров: 6410 | Рейтинг: 4.9/9 | |
Всего комментариев: 0 | |