Я работаю в Доме Молодежи с детьми от 5 лет, со студентами, со взрослыми - вокал, групповые Орф-занятия. Также работаю в музыкальной школе, веду хор, и в Монтессори Центре с детьми 5-7 лет. Мне нравится проводить тематические уроки и, соответственно, проводить концерты в одном тематическом ключе. Тему урока «Птичий праздник» подсказал «Зиновий-синичник» Светланы Жилинский из книги «Про Семена-летопроводца….» 1998 г стр. 121 и 114. (Светлане - наша признательность за три замечательные календарные книги! Надеемся на продолжение серии). Итак, 12 ноября, на птичий праздник, слетаются к синичке зимующие «пичужки», чтобы в преддверии холодной зимы пообщаться, подбодрить друг друга с надеждой встретиться весной, попеть песни. Начинаем их считать: сначала одна прилетела, затем две, три и т.д. Птичья считалочка И. Арсеев, слова Л. Дымовой Песню помогают выучить звучащие жесты. Во вступлении и в конце считалки, когда проговаривается текст, – шлепки по левому, правому коленям, а в куплетах – чередование шлепков по коленям (двумя руками) и хлопков на сильные доли такта. В конце каждого куплета столько раз хлопаем, сколько птичек насчитали. Наши птахи где собираются? На земле, на снегу холодно – наверное, будут рассаживаться на веточках деревьев. Встаем в круг, держимся за общую ленту и начинаем перебирать её руками, двигая в одну сторону: – это воробей прыгает на одной веточке (поем прибаутку «Андрей-воробей»): Андрей-воробей, не гоняй голубей. Гоняй галочек из-под палочек. Не клюй песок, не тупи носок: Пригодится носок клевать колосок! - а теперь с ветки на ветку запрыгала сорока: Сорока, сорока, На порог скакала, Где была? – далеко. Гостей созывала Кашку варила, Гости услыхали, Деточек кормила Быть обещали! Ленту поднимаем и опускаем (мелодия на двух ступенях) - а еще сейчас прилетит к нам с дальних гор ворон (поем прибаутку «Ворон»): Ой, ребята, та-ра-ра! – щелчки ♪ ♪ На горе стоит гора, - хлопки ♪ ♪ А на той горе дубок, – шлепки ♪ ♪ А на дубе воронок. – топы ││││ Ворон в красных сапогах, - пр. и лев. ногу ставим на пяточку В позолоченных серьгах. – шлепки по щекам ♪ ♪ Черный ворон на дубу, - хлопаем крыльями по бокам Он играет во трубу. – хлопки вправо, влево ││││ Труба точеная, - шлепки по коленям (ладонь об ладонь – «игра на ложках») Позолоченная, Труба ладная, - хлопок – руки в стороны Песня складная Посмотрим, а что у нас делают синички? – пальчиковая игра (автор неизвестен): Сидят в гнезде две птички Руки, изображающие гнездышко, прижаты к груди, они согревают птичек Две маленьких синички. Сидят, прижавшись тесно: Тепло в гнезде им вместе. Но вот одна проснулась, Одна рука изображает пальцами движение крыльев, затем «взлетает» И песенку запела, И к солнышку взлетела. Вторая вот проснулась, Вторая рука повторяет движения первой Проснулась, встрепенулась, И песенку запела, И к солнышку взлетела. И вот синички вместе Руки с пальцами-крыльями двигаются над головой – полет птиц навстречу друг другу Под солнышкам летают Их солнышко своими Лучами согревает. Вот вечер наступает, Руки плавно опускаются. Дети приседают на корточки («солнце село») И солнышко садится. Пора домой синичкам Под вечер возвратиться. Сидят в гнезде две птички… (Повторяются первые 4 строчки) Руки снова складываются «гнездышком» и прижимаются к груди Слетелись все пташки и начали похваляться: «Тень - тень» Идем приставными шагами: вправо (два шага) и влево (два шага). Кто хочет быть вороном, синичкой…? - Эти птички выходят в центр по очереди хвалиться и все им хлопают. Ну, а теперь, наконец, пора и попеть. Но сначала нужно разогреть горлышко, распеться. Почистим клювики – в ритме песни руками как бы очищаем носик - «чик-чики-чок»; - Птичья распевка С. Павлюченко Все, по очереди, начинают распеваться: 1) Синички – зинь-зинь-тю, ти-ти-ту; 2) Сороки – тр-р-р; 3) Вороны – карр; 4) Воробьи – чив, чив, чив; 5) Чечевички – тивить-ти-тиу; 6) Куропатки – эрр-рэк-кэк, го-кок-ку. Поем все вместе с каждой птахой, попробовав каждый голос. Делимся на группы: «синички…», «вороны…» Выбираем дирижера, который будет руководить птичьим хором и показывать, какой группе вступать или петь вместе, меняя динамику, темп и т.д. А птички наши будут ритмично говорком «петь» свою песню. Затем певцы решили и на инструментах поиграть. Каждая группа выбирает себе инструменты. Теперь другой дирижер будет руководить хором и оркестром. Попели, поиграли - настала пора немного полетать, в игры поиграть. Игры «Ловлю птиц на лету», «Галки-вороны» (см. С. Жилинская «Про Семена-летопроводца….сентябрь-декабрь»). Ловлю птиц на лету Выбирается водящий- «Птицелов». Дети делятся на группы и договариваются, каких птиц будут изображать. После слов «Птицелова»: «Ловлю птиц на лету!» - птицы летают и кричат (подражают крику птиц, которых они изображают). «Птицелов» ловит их, при этом он должен определить, какую из «птиц» поймал. Тот, кого поймал и верно узнал «Птицелов», становится водящим. Галки-вороны С пением прибаутки дети, держась за руки, двигаются по кругу боковым приставным шагом. «Ворон» - водящий ходит вне круга. С последним словом прибаутки «ворон» слегка ударяет по рукам стоящих рядом детей, которые по этому сигналу должны обежать круг, каждый со своей стороны и постараться успеть встать на свое место; место проигравшего занимает «ворон», а отставший от соседа ребенок становится водящим. Ну и напоследок устроим концерт: вытягиваем из шкатулки карточки, на которых написаны названия прибауток: «Андрей-воробей», «Сорока», «Ворон» …. Кому что достанется, тот ту песенку и поёт (с выходом, поклонами, аплодисментами). Ну мы напелись на славу перед долгой зимой! А теперь каждый улетает со своей птичьей песней (подумайте, ребята, какой птичкой вам хотелось быть на нашем празднике? – этот вопрос может быть задан в начале урока, когда дети превращаются в какую-нибудь птицу и весь праздник будут в образе этой птички)
|