Пятница, 20.06.2025, 23:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Интересное...
Главная » Статьи » Статьи

Нина Литвинова Птичий праздник(урок с малышами)г.Новосибирск
Я работаю в Доме Молодежи с детьми от 5 лет, со студентами, со взрослыми - вокал, групповые Орф-занятия. Также работаю в музыкальной школе, веду хор, и в Монтессори Центре с детьми 5-7 лет. Мне нравится проводить тематические уроки и, соответственно, проводить концерты в одном тематическом ключе.

Тему урока «Птичий праздник» подсказал «Зиновий-синичник» Светланы Жилинский из книги «Про Семена-летопроводца….» 1998 г стр. 121 и 114. (Светлане - наша признательность за три замечательные календарные книги! Надеемся на продолжение серии).

Итак, 12 ноября, на птичий праздник, слетаются к синичке зимующие «пичужки», чтобы в преддверии холодной зимы пообщаться, подбодрить друг друга с надеждой встретиться весной, попеть песни.
Начинаем их считать: сначала одна прилетела, затем две, три и т.д.
Птичья считалочка И. Арсеев, слова Л. Дымовой
Песню помогают выучить звучащие жесты.
Во вступлении и в конце считалки, когда проговаривается текст, – шлепки по левому, правому коленям, а в куплетах – чередование шлепков по коленям (двумя руками) и хлопков на сильные доли такта. В конце каждого куплета столько раз хлопаем, сколько птичек насчитали.
Наши птахи где собираются? На земле, на снегу холодно – наверное, будут рассаживаться на веточках деревьев.
Встаем в круг, держимся за общую ленту и начинаем перебирать её руками, двигая в одну сторону:
– это воробей прыгает на одной веточке (поем прибаутку «Андрей-воробей»):
Андрей-воробей, не гоняй голубей.
Гоняй галочек из-под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок:
Пригодится носок клевать колосок!

- а теперь с ветки на ветку запрыгала сорока:

Сорока, сорока, На порог скакала,
Где была? – далеко. Гостей созывала
Кашку варила, Гости услыхали,
Деточек кормила Быть обещали!

Ленту поднимаем и опускаем (мелодия на двух ступенях)

- а еще сейчас прилетит к нам с дальних гор ворон (поем прибаутку «Ворон»):
Ой, ребята, та-ра-ра! – щелчки ♪ ♪
На горе стоит гора, - хлопки ♪ ♪
А на той горе дубок, – шлепки ♪ ♪
А на дубе воронок. – топы ││││

Ворон в красных сапогах, - пр. и лев. ногу ставим на пяточку
В позолоченных серьгах. – шлепки по щекам ♪ ♪
Черный ворон на дубу, - хлопаем крыльями по бокам
Он играет во трубу. – хлопки вправо, влево ││││
Труба точеная, - шлепки по коленям (ладонь об ладонь – «игра на ложках»)
Позолоченная,
Труба ладная, - хлопок – руки в стороны
Песня складная

Посмотрим, а что у нас делают синички? – пальчиковая игра (автор неизвестен):

Сидят в гнезде две птички Руки, изображающие гнездышко, прижаты к груди, они согревают птичек
Две маленьких синички.
Сидят, прижавшись тесно:
Тепло в гнезде им вместе.
Но вот одна проснулась, Одна рука изображает пальцами движение крыльев, затем «взлетает»
И песенку запела,
И к солнышку взлетела.
Вторая вот проснулась, Вторая рука повторяет движения первой
Проснулась, встрепенулась,
И песенку запела,
И к солнышку взлетела.
И вот синички вместе Руки с пальцами-крыльями двигаются над головой – полет птиц навстречу друг другу
Под солнышкам летают
Их солнышко своими
Лучами согревает.
Вот вечер наступает, Руки плавно опускаются. Дети приседают на корточки («солнце село»)
И солнышко садится.
Пора домой синичкам
Под вечер возвратиться.
Сидят в гнезде две птички…
(Повторяются первые 4 строчки) Руки снова складываются «гнездышком» и прижимаются к груди
Слетелись все пташки и начали похваляться:
«Тень - тень»
Идем приставными шагами: вправо (два шага) и влево (два шага).
Кто хочет быть вороном, синичкой…? - Эти птички выходят в центр по очереди хвалиться и все им хлопают.
Ну, а теперь, наконец, пора и попеть.
Но сначала нужно разогреть горлышко, распеться. Почистим клювики – в ритме песни руками как бы очищаем носик - «чик-чики-чок»;
- Птичья распевка С. Павлюченко
Все, по очереди, начинают распеваться:
1) Синички – зинь-зинь-тю, ти-ти-ту;
2) Сороки – тр-р-р;
3) Вороны – карр;
4) Воробьи – чив, чив, чив;
5) Чечевички – тивить-ти-тиу;
6) Куропатки – эрр-рэк-кэк, го-кок-ку.

Поем все вместе с каждой птахой, попробовав каждый голос.
Делимся на группы: «синички…», «вороны…»
Выбираем дирижера, который будет руководить птичьим хором и показывать, какой группе вступать или петь вместе, меняя динамику, темп и т.д. А птички наши будут ритмично говорком «петь» свою песню.
Затем певцы решили и на инструментах поиграть. Каждая группа выбирает себе инструменты. Теперь другой дирижер будет руководить хором и оркестром.
Попели, поиграли - настала пора немного полетать, в игры поиграть.
Игры «Ловлю птиц на лету», «Галки-вороны» (см. С. Жилинская «Про Семена-летопроводца….сентябрь-декабрь»).

Ловлю птиц на лету
Выбирается водящий- «Птицелов». Дети делятся на группы и договариваются, каких птиц будут изображать. После слов «Птицелова»: «Ловлю птиц на лету!» - птицы летают и кричат (подражают крику птиц, которых они изображают). «Птицелов» ловит их, при этом он должен определить, какую из «птиц» поймал. Тот, кого поймал и верно узнал «Птицелов», становится водящим.

Галки-вороны
С пением прибаутки дети, держась за руки, двигаются по кругу боковым приставным шагом.
«Ворон» - водящий ходит вне круга. С последним словом прибаутки «ворон» слегка ударяет по рукам стоящих рядом детей, которые по этому сигналу должны обежать круг, каждый со своей стороны и постараться успеть встать на свое место; место проигравшего занимает «ворон», а отставший от соседа ребенок становится водящим.
Ну и напоследок устроим концерт: вытягиваем из шкатулки карточки, на которых написаны названия прибауток: «Андрей-воробей», «Сорока», «Ворон» ….
Кому что достанется, тот ту песенку и поёт (с выходом, поклонами, аплодисментами).
Ну мы напелись на славу перед долгой зимой!
А теперь каждый улетает со своей птичьей песней (подумайте, ребята, какой птичкой вам хотелось быть на нашем празднике? – этот вопрос может быть задан в начале урока, когда дети превращаются в какую-нибудь птицу и весь праздник будут в образе этой птички)

Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (07.07.2009)
Просмотров: 1561 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню
Васильченко А.Г.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Миссия Д.Ойстраха и С.Рихтера
  • Культура и Искусство
  • Каталог сайтов Всего.RU
  • Ave! Классика!
  • "Лад"-центр раннего развития
  • Детское радио