Главная » Статьи » Статьи |
В. Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце,— не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души...»1 Музыка — сложное искусство. Дети 3—4 лет наиболее легко воспринимают песни, исполненные воспитателем без инструментального сопровождения, которое вначале мешает малышу разобраться в тексте. В первое время детей интересует то, о чем рассказывается в песне, а музыка играет как бы второстепенную роль. Постепенно вводится слушание песни с сопровождением фортепиано или какого-либо другого инструменте' Маленький ребенок слушает музыку главным образом в связи с музыкальной игрой, пляской. Так, прежде чем дать детям музыкальную игру «Воробышки и автомобиль», педагог предлагает послушать музыку о том, как летают воробышки, как движется автомобиль. Предварительное ознакомление с музыкой дает детям возможность передать музыкальные образы в своих движениях. Но в младшей группе можно давать слушание несложной инструментальной музыки как программной, так и непрограммной. Например, знакомство с инструментальной музыкой можно начать с очень коротких пьес или отдельных музыкальных фрагментов, таких, которые имитируют игру на трубе, на барабане (А. Гедике. «Барабан и труба». Соч. 32, № 20 — первые 16 тактов), пение кукушки (А. Гедике. «Кукушка и перепелка», Соч. 36, № 10 — первые три такта). Затем можно исполнить народные мелодии, колыбельные песни. При правильной постановке музыкального воспитания возможности детей возрастают. Детям средней и старших групп даются пьесы, более сложные по содержанию, по характеру, по гармонии и большие по объему. Например, из программной музыки можно исполнить «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Птички» Э. Грига; из непрограммной музыки — «Мелодию» А. Рубинштейна; из танцевальной музыки — вальсы, экосезы Ф. Шуберта, Л. Бетховена, польки М. Глинки. Выбор музыкального материала определяется теми задачами, которые ставит перед собой педагог. Можно, например, предложить послушать музыку, чтобы вызвать у ребенка определенные чувства и переживания, углубить, усилить, закрепить полученные детьми впечатления, создать спокойное настроение. Так, воспитатель, проводя с детьми беседу о героях гражданской войны, рассказывал о В. И. Чапаеве; на музыкальном занятии они слушали песню «Гибель Чапаева» Ю. Милютина, которая произвела на детей сильное впечатление. После рассказа о разведчиках, танкистах дети слушали «Марш Красной Армии» С. Василенко. Бодрый характер музыки, ее яркость, звучность вызвали у детей представление о силе и непобедимости Красной Армии. Музыка для детей должна быть высокохудожественной. Иногда музыкальные руководители играют свою собственную импровизацию, весьма невысокого качества. Такое исполнение не способствует развитию художественного вкуса и не должно иметь места в работе с детьми. В отдельных случаях, преимущественно в младшей группе, может быть использован зрительно-наглядный материал: книжки, картинки, игрушки. Некоторые педагоги злоупотребляют показом этого материала и таким образом ослабляют непосредственное воздействие музыки. Постоянно давая готовый образ, мы мешаем развитию творческого воображения ребенка. При исполнении песни педагогу нужно внимательно отнестись к своей дикции; ни одно слово не должно пропасть для ребенка. Иногда воспитатель не решается исполнить детям песню, ссылаясь на то, что у него нет голоса. Эти объяснения несостоятельны, так как при исполнении песни для дошкольников основное не сила голоса, а чистота звучания. Перед исполнением знакомой музыки или песни желательно предложить детям угадать и назвать, что прозвучало. В старших группах хорошо проводить концерты, посвященные творчеству П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Л. Бетховена и др Перед слушанием произведений показать портрет композитора, рассказать о некоторых, наиболее ярких фактах его жизни. Нравится детям концерт-загадка, например «Угадай, на каком инструменте играют». Для такого концерта можно подобрать соответствующую музыку: записи мелодий «Во саду ли в огороде» (секстет домр), «Марш» Р. Глиера (квартет баянистов) и другие произведения. Прослушав пьесу, дети обычно делятся впечатлениями с товарищами, воспитателями, музыкальным руководителем. Но порой ребята так поглощены услышанным, что по окончании музыки наступает тишина, все молчат. Слова в этот момент могут нарушить впечатление, полученное от музыки, и воспитателю не следует непременно добиваться того, чтобы дети высказывались. Иногда музыка вызывает у ребенка потребность в движении; например, слушая веселую музыку, дети хлопают в ладоши, подпрыгивают. Если эти движения не мешают ребенку воспринимать музыку, а, наоборот, дополняют и углубляют ее восприятие, воспитатель допускает их. Первоначальное слушание музыки проводится без последующего разбора для того, чтобы дети непосредственно воспринимали ее. В старших группах после прослушивания музыки можно предложить детям определить характер музыкального произведения, его частей, средств музыкальной выразительности (сила звука, высота). Учитывая положительное влияние слушания музыки на детей, следует как можно шире проводить эту работу в детских садах даже тогда, когда какое-то время нет музыкального руководителя или воспитателя, играющего на том или ином инструменте.. В таких случаях целесообразно использовать грамзапись, что позволит знакомить детей с музыкой в различном исполнении: слушать сольное, хоровое пение, различные музыкальные инструменты (баян, скрипку, виолончель, рояль), духовой и симфонический оркестры, оркестр народных инструментов. Перед употреблением пластинка протирается мягкой тряпочкой и тем удаляется пыль. Пластинки хранятся в сухом помещении, обязательно в конверте или в бумаге в вертикальном положении. При соблюдении этих правил пластинки длительное время сохраняют чистоту звучания. Некоторые воспитатели часто допускают ошибки: за один раз дают дошкольникам слушать 6—8 пластинок, у детей падает интерес к слушанию, так как они быстро утомляются. Большое значение имеют радиопередачи. Дети слышат артистов: мастеров слова, певцов, музыкантов. Радио способствует обогащению речи детей, развитию музыкального слуха, вкуса, творческого воображения. При организации радиослушания надо прежде всего обеспечить хорошую слышимость. Перед началом передачи (за 1—2 мин) дети размещаются полукругом, чтобы лучше слышать. Это помогает сосредоточить внимание. Воспитатель объявляет, о чем будет передача. Он должен хорошо знать программы радиопередач, только тогда можно выбрать подходящую для данной группы детей. Некоторые воспитатели требуют полной тишины во время передачи. Если дети негромко выражают свои впечатления и делятся с товарищами, их не следует останавливать. В некоторых детских садах радиопередача носит случайный характер. Иногда радио (особенно в семье) звучит в течение всего дня, что оказывает вредное влияние на нервную систему ребенка, и у него воспитывается невнимательное отношение к музыке. Для того чтобы дети усвоили передаваемые по радио песни и музыку, нужно периодически повторять их. Слушание музыки проводится на музыкальных занятиях, а также во время творческих игр, если это уместно по ходу игры. Нередко малыши несут воспитателю книжки, картинки и просят: «Спойте про лошадку, спойте про куклу, про птичку». Педагог может это удачно использовать. Вот пример из жизни старшей группы. Придя в детский сад после выходного дня, дети собрались возле воспитателя и стали один за другим рассказывать о том, что они видели, что делали дома. Одна девочка сказала, что была с мамой в клубе и видела там, как плясали под мелодию «Полянка». «Покажи, как они плясали»,— предложил педагог и поставил пластинку с этой мелодией в исполнении баянистов. Сначала все слушали музыку, затем девочка исполнила пляску; вскоре к ней присоединились остальные дети. А вот другой пример. Во время завтрака на веранде из лесу донеслось кукование кукушки. Воспитатель прислушался и запел знакомую детям песню «Кукушка» А. Аренского. Или ранней весной, когда земля была еще покрыта снегом, педагог принес в группу первые подснежники. Он вынул один цветок, держа его за стебелек, и, покачивая, показал детям. «Как колокольчик»,— замечает Витя. «А вы послушайте, как он звенит и что говорит»,— сказал воспитатель и спел притихшим детям последнюю фразу из песни А. Гречанинова «Подснежник»: «Я вижу, погода тепла и ясна. Скажите, ведь правда, что это весна!» В старших группах, когда дети приобрели уже некоторый навык слушания музыки и могут быть внимательными более продолжительное время, хорошо устраивать концерты. Исполняется несколько музыкальных произведений, из которых одно-два инструментальные, остальные — вокальные. Обычно дается одна новая пьеса, она повторяется на последующем занятии. Знакомые произведения можно исполнять по желанию детей. | |
Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (01.08.2009) | |
Просмотров: 2037 | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |