Главная » Статьи » Статьи |
Николай Афанасьевич Метлов. Программа концерта на тему ВЕСНА. С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в группах санаторного типа иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее. Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе. Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная (песня, романс, ария) предназначается для человеческого голоса и может быть с инструментальным сопровождением и без него. Инструментальная музыка исполняется одним или несколькими инструментами. Обычно принято делить музыку на программную и непрограммную. Суть этого деления определил П. Чайковский. Он писал, что не признает музыки, которая состояла бы из бесцельной игры в звуки. Поэтому, по его словам, любая музыка имеет определенное содержание, программу. Под программной музыкой в точном смысле этого слова он подразумевает такую симфоническую или другую инструментальную музыку, которая раскрывает сюжет и носит его название. Программная музыка может быть написана на какой-нибудь определенный сюжет (программу), большей частью заимствованный из поэтических, литературных или живописных произведений. Таковы, например, симфоническая поэма «Тамара» М. Балакирева, написанная на основе стихотворения М. Лермонтова, «Картинки с выставки» М. Мусоргского, где композитор музыкой выражает содержание картин художника Г. Гартмана. Иногда программа может быть изложена в форме небольшого рассказа («В Средней Азии» А. Бородина) или характерного названия пьесы («1812 год» П. Чайковского). Программа в музыке для детей обычно ограничивается одним названием произведения, например «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П. Чайковского. Этим приемом композитор направляет внимание детей и облегчает понимание музыкального произведения. Что касается непрограммной музыки, то ее содержание определяется композитором другими приемами. В детских садах непрограммная музыка используется редко, поскольку детям дошкольного возраста с их конкретным мышлением труднее ее воспринимать. Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям. Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. Для слушания вокальной музыки подбираются более трудные песни, чем те, которые исполняют сами дети. Прослушав эти песни, дети часто начинают их петь, причем передают мелодию неправильно. Это разрушает навык правильной передачи мелодии, который прививается в пении. В таком случае надо не разрешать детям петь, а предложить им только слушать. В песнях, исполняемых дошкольниками, как правило, есть фортепианное вступление и заключение, которые раскрывают содержание произведения и подводят детей к восприятию более сложной инструментальной музыки. Наиболее доступны из произведений инструментальной программной музыки пьесы из «Детских альбомов» А. Гречанинова, П. Чайковского, С. Майкапара. Дети слушают и танцевальную музыку, которая не используется в движении, например «Камаринскую» П. Чайковского, «Вальс» А. Гречанинова, «Польку» С. Майкапара. Для малышей мало создано несложных художественных произведений. Поэтому слушание инструментальной музыки детьми 3—4 лет применяется по преимуществу как методический прием. Слушание музыки можно давать как часть музыкального занятия или в виде концерта. На занятии слушание музыки используется и в качестве методического приема. Так, прежде чем разучивать с детьми песню, педагог (воспитатель или музыкальный руководитель) поет ее, а дети слушают. Перед разучиванием музыкальной игры или пляски также проигрывается музыкальное произведение. При этом дается задание (главным образом для старшей группы) — определить характер музыки, части музыкального произведения, какие движения (бег, поскоки, хлопки, кружения и др.) можно выполнять под ту или иную часть музыки. Малыши, прослушав пьесу, говорят, что под нее можно ходить, бегать, плясать и начинают двигаться в соответствии с музыкой. Слушание музыки помогает им осознанно выполнять движение, поэтому не следует подсказывать: «Теперь покружитесь, топните ногой» и т. п. Слушание, предваряющее движение, бывает почти на каждом занятии во всех группах. По-иному дается слушание музыки, когда не ставится прикладная цель (разучить песню, поиграть, поплясать под музыку). Такое слушание обогащает детей эмоциональными впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор. Отобрав доступные музыкальные произведения, надо создать интерес к исполняемой музыке, подвести к ее восприятию, вызвать эмоциональный отклик. Этому способствует вступительное слово, предваряющее слушание, а главное — выразительное исполнение. Вводное слово должно быть кратким, понятным. Порой недостаточно только назвать произведение, например, в младшей группе сказать: «Послушайте про курочку». Маленькие дети не умеют настроиться на восприятие этого образа. Однако неправильно поступит и тот музыкальный руководитель, который для создания соответствующего образа станет перед слушанием рисовать малышам картину птичьего двора и рассказывать о его обитателях. Такой рассказ отвлечет внимание детей от музыкального произведения. Перед слушанием музыкального произведения А. Гречанинова «Котик заболел» музыкальный руководитель Л. И. Михайлова сказала детям средней группы: «Я вам сыграю музыку, как котик заболел. Он лежал грустный на коврике, ничего не ел и даже не двигался». (Играет пьесу.) Перед исполнением другого характерного произведения педагог говорит: «Позвали к котику доктора. Он дал лекарство, и котику стало лучше. Он скоро выздоровел и начал бегать и прыгать по комнате». (Играет «Этюд» из «Детского альбома» А. Гречанинова.) Вступительным словом может быть и небольшое стихотворение. Например, перед тем как исполнить для детей 6—7 лет пьесу П. Чайковского «Песня жаворонка», можно прочитать стихотворение В. Жуковского «Жаворонок». Музыка, как вокальная, так и инструментальная, должна исполняться искренне, эмоционально, выразительно, верно передавать замысел композитора. Музыкальному руководителю надо предварительно хорошо выучить произведение, не допуская никаких добавлений и изменений к тому, что задумал и написал композитор. Разучивая произведение, следует проанализировать его с точки зрения содержания, характера музыки, средства ее выразительности: скорости исполнения (медленно, быстро, умеренно), громкости звучания (тихо, громко, усиление и ослабление звучания), размера (2/4, 3/4). Важно учитывать непосредственные впечатления детей, их реакцию на музыку. Часто некоторые педагоги после исполнения произведения спрашивают детей, понравилась ли им музыка. Обычно они хором отвечают: «Да». Такой ответ не всегда показывает, что музыка действительно понравилась. Отношение детей к прослушанному произведению может быть различным. Если это динамичное, живое музыкальное произведение вроде «Смелого наездника» Р. Шумана или «Кавалерийской», «Клоунов» Д. Кабалевского, дети тут же просят его повторить. Произведение спокойного, лирического характера не сразу вызывает отклик у ребят. Надо выждать некоторое время, и тогда они попросят повторить это произведение. Так бывает после слушания «Колыбельной» Н. Римского-Корсакова или «Болезни куклы» П. Чайковского. Иногда дети молчат, потому что музыка оказалась сложной, непонятной или педагог неудачно подвел детей к слушанию произведения. Оценка детьми прослушанной музыки бывает краткой: скучная, веселая, громкая, тихая, медленная, быстрая. Обычно они правильно определяют характер музыки. Если же ответы отдельных ребят далеки от подлинного содержания или характера музыки, надо пояснить и поправить их. Так, после слушания пьесы «Смелый наездник» на вопрос музыкального руководителя, какая это музыка — веселая, грустная, бодрая, спокойная,— один мальчик сказал, что это грустная музыка. Педагог для сравнения сыграл знакомую мальчику пьесу «Котик заболел» А. Гречанинова и уточнил с ребенком, какая музыка бодрая и какая грустная. Слушая произведение в первый или во второй паз. дети обращают внимание на наиболее яркие места. В дальнейшем именно эти места помогают усвоить и остальные части музыки. Систематически слушая знакомые музыкальные произведения, дети запоминают их, они становятся близкими, любимыми. Повторность особенно важна в младшей группе. Для понимания детьми характера музыки хорошо сопоставлять два разнохарактерных произведения. Так, детям младшей группы играли колыбельную и русскую народную плясовую. Во время звучания колыбельной дети сидели, закрыв глаза, делая вид, что спят, а во время плясовой вращали кистями рук. Детям старших групп исполняли два произведения: «Мотылек» С. Майкапара и «Смелый наездник» Р. Шумана. «Мотылек летает легко, а смелый наездник скачет быстро и .смело»,— говорит музыкальный руководитель, связывая содержание пьесы с элементами музыкальной выразительности. Излишние разговоры по поводу прослушанной музыки разрушают настроение, созданное ею, дробят целостность впечатлений, мешают эмоциям и чувствам. К сожалению, в детских садах иногда злоупотребляют словом. Так, при слушании пьесы «Смелый наездник» детям предлагают угадать, где скачет белая лошадь (первая часть), где черная (вторая часть). Или в пьесе «Болезнь куклы» детей просят определить, где у куклы повышается температура — усиление в музыке, где понижается — ослабление звучности. В пьесе «Камаринская» П. Чайковского детям предлагают определить, где играет дудочка, где балалайка, где гармонь. Пьесу «Жаворонок» П. Чайковского играют на восьми занятиях: на одном вспоминают, что за птичка жаворонок; на другом читают стихотворение; на третьем называют фамилию композитора; на четвертом вспоминают, какие еще произведения П. Чайковского дети знают; на пятом уточняют трехчастную форму произведения; на шестом определяют, улетел ли жаворонок или остался на месте; на седьмом узнают, какая часть произведения сыграна (конец); на восьмом дети угадывают все знакомые им произведения П. Чайковского. Приведенные примеры показывают: музыкальные руководители забывают, что музыка — это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. П. Чайковский верно определил музыку как «язык чувств». Чувства же почти невозможно передать словами. Роль слова при восприятии музыки ограничена. Н. Римский-Корсаков говорил, что любовь к музыке различна. Наименьшая любовь к музыке — это любовь к словам и речам по поводу музыки. Надо научить детей понимать музыку, для чего прежде всего необходимо развивать музыкальный слух. Кроме слушания произведений, на обычных музыкальных занятиях для детей старших групп слушание музыки можно давать в виде концерта (продолжительностью 15—20 мин). В программу таких концертов хорошо включить и вокальную, и инструментальную музыку. Концерт можно провести и на определенную тему, например на тему «Времена года», или концерт произведений одного композитора — М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова. Программа концерта составляется частично из новых произведений и знакомых, но в ином исполнении; например, песню, которую до сих пор пел воспитатель, может исполнить хор воспитателей или кто-нибудь из родителей, обладающих хорошим голосом и слухом, либо знакомую детям музыкальную пьесу школьники сыграют на скрипке или в четыре руки на фортепиано. Новые музыкальные произведения," исполняемые на концерте, надо давать детям слушать повторно на последующих музыкальных занятиях. На концерте исполняют не более 4—5 вокальных и инструментальных произведений. Кроме музыки и песен, можно в зависимости от содержания концерта включить стихи, сказку или рассказ. Дети могут петь хором, небольшими группами, индивидуально, сыграть несложные песни на металлофонах, цитрах. В некоторых детских садах ребятам называют фамилии всех композиторов, произведения которых исполняются. Это непосильно для дошкольников. Можно указать фамилии крупных композиторов: М. Глинки, П. Чайковского и некоторых советских композиторов, например, тех, песни которых дети слушают по радио или особенно любят петь. | |
Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (01.08.2009) | |
Просмотров: 6926 | Рейтинг: 3.4/7 | |
Всего комментариев: 0 | |