Пятница, 20.06.2025, 22:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Интересное...
Главная » Статьи » Статьи

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РУК ПИАНИСТА Илиза Сафарова
Зажимы при взятии аккордов связаны с тем, по каким нервным путям организуется движение, по моторным или сенсорным.
Процессы могут быть исследованы и поняты, если Вы проделаете следующие варианты движения: 1) жесткое, хватательное соединение; 2) с давлением, нажимом; 3) с ощущением контакта и постепенным уплотнением его. Во всех вариантах нужно сравнить, как меняется состояние мышц рук и тела, как сокращаются мышцы. В первых двух случаях мышцы рук и шейно-воротниковой зоны напрягутся, при этом все остальные мышцы к участию в действии могут не подключиться. А в третьем, мышцы всего тела будут участвовать в действии с равномерным распределением силы (это называется синергия). В первых двух случаях – активное движение по моторным нервным связям (от центральной нервной системы), в третьем – активное движение при участии сенсорных связей (к центральной нервной системе). Движение импульса по сенсорным связям обеспечивает сотрудничество всех мышц тела. Третий вариант получится, если потренировать предощущение в следующем упражнении: прикоснуться к струнам простейшей аппликатурой аккорда ля-минор, ощутить кончиками подушечек пальцев струны, постепенно уплотнить (не прижать, не надавить, а почувствовать кончиками подушечек пальцев). Запомнить ощущение от аккорда. Опустить руку, вспомнить ощущение от аккорда, и не на секунду не теряя его снова поставить аккорд. То же самое проделать с аккордом ми-мажор. Затем вернуться к аккорду ля-минор, предощущая его еще в ми-мажоре. Далее проделать то же самое от аккорда ля-минор к аккорду ми-мажор. Если аккорд брать через растяжку, то движение образуется по моторным связям, в результате чего получается зажим. По сенсорным же связям (через предощущение) растяжка увеличивается и зажимы не образуются.
Нарушен природный баланс всех составляющих системы: активную, тяжелую работу выполняют слабые мышцы и связки, в то время как сильные, крупные мышцы выключаются из работы, бездействуют. В процессе организации целостности взаимодействия мышц всего тела(синергии) обеспечивается полнейшая проводимость нервных путей от периферии к мозгу и обратно, а также хорошее кровообращение. Целостность достигается через чувство внутренней легкой подвижности с одновременным чувством подушечек пальцев, ни в коем случае не через расслабление. Различайте отличие состояний "чувствую" от "думаю о чувстве" . Результат – легкость игры.

ДОПОЛНЕНИЕ из другой статьи(сайт «PianoWell» )

«Переигранные руки» являются следствием неправильных занятий. Когда ученик во время занятий чувствует неудобство в игре, неудобство в движениях рук, и продолжает заниматься ничего не меняя, считая, что и скованную технику преодолеет путем многократных повторений (пусть и неправильными движениями), и играть станет удобнее. А ведь часто ученик даже не догадывается, что играет неверными движениями!

При неправильных движениях руки не расслабляются, не делают выдох, а находятся в постоянном зажатом, жестком состоянии на постоянном вдохе.

К неправильным движениям, приемам и привычкам относятся:
• сутулая посадка
• слишком расхлябанные или слишком зажатые локти
• слишком прижатые или слишком отставленные локти
• слишком поднятые или слишком опущенные запястья
• слишком разболтанные или слишком статичные запястья
• высокий замах пальцев
• слишком зажатые или слишком расслабленные пальцы
• вялые концы пальцев

• Замена одного действия другим:
• вместо активной работы запястья, активная работа локтя
• вместо правильных точных движений рук, лишние движения корпуса
• вместо свободного владения весом, сильное давление

При правильных движениях руки начинают «дышать» — естественным образом напрягаются, как при вдохе и расслабляются, как при выдохе. Руки становятся свободными, гибкими, они начинают жить!

Но проходит время, и ученик замечает, что от многократных повторений играть становится легче только чуть-чуть. Кроме того, ученик попадает в зависимость от количества часов, проведенных за инструментом — он начинает чувствовать, что, не позанимавшись один день часа 3-4, все наработанное им за последние дни просто исчезает. В итоге ученик попадает в ловушку — для того, чтобы хоть как-то успешно подготовиться к выступлению (урок у педагога, зачет, экзамен, концерт или конкурс) ученику приходиться просиживать за инструментом от 4 до 8 часов каждый день. Таким образом, неудобные движения рук, которые полностью зажимают и руки, и запястья, и психику ученика, повторяются по 4, а то и по 8 часов ежедневно! Естественно, что через определенное время руки зажимаются настолько, что это приводит к болям в мышцах. Руки начинают постепенно болеть и с внутренней стороны, и с внешней.
Особо целеустремленные и упорные ученики продолжают заниматься и в таком состоянии — через боль в руках. В итоге весь этот набор приводит к переигранным рукам: когда ученик не в силах даже просто прикоснуться к клавише, когда пальцы перестают шевелиться, когда от взгляда на играющего пианиста у ученика уже начинают болеть руки.

Любой дискомфорт - следствие нарушения законов построения тела и построения движения. Основной закон - это синергия, равномерное распределение энергии по всем мышцам тела. Даже самое маленькое движение должно быть на основе включенности в движение всех групп мышц тела.
Если в игре привыкла участвовать только часть мышц, появляется дискомфорт, поскольку без синергийной поддержки они устают. Надо приобретать привычку играть целиком. Любое приобретение нового навыка требует тренировки и усердия.

Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (24.07.2009)
Просмотров: 4160 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню
Васильченко А.Г.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Миссия Д.Ойстраха и С.Рихтера
  • Культура и Искусство
  • Каталог сайтов Всего.RU
  • Ave! Классика!
  • "Лад"-центр раннего развития
  • Детское радио