Суббота, 21.06.2025, 11:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Интересное...
Главная » Статьи » Статьи

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
из программы"Приобщение детей к истокам русской народной культуры"С-П."Детство-Пресс"2000г, авторы: О.Л Князева, М.Д. Маханаева.

Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали крашеные яйца, соревновались в силе и лов¬кости. В мае дружно встречали весну, украшали березки, плели венки из цветов. В июне, под Иванов день, вереницей ходили в луга, прыгали через горящие костры, а возвращаясь под утро, свистели в самодельные липовые дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных», а зимой, в святочные дни, продолжавшиеся две недели, ходили ряжеными по улицам, надевали маски, пели колядки.
Издавна непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие актеры скоморохи. Их еще называли: «шуты», «глумцы», «смехотворцы». Группой по пятнадцать-двадцать человек странствовали скоморохи из города в город, из села в село. Одни играли на гуслях, домрах, сурнах (трубах), били в барабаны, бубны, другие плясали, третьи демонстрировали ученых медведей.
Были среди них и кукольники. Задолго до появления специальных ширм, эти кукольники-одиночки помещали себе на голову доску, по которой двигались куклы. При этом лицо кукольники закрывали тканью, которую обматывали, подобно юбке, вокруг пояса, а затем поднимали вверх. Группа скоморохов обязательно включала жонглеров и особых шутников-потешников, умевших складно говорить всякие шутки-прибаутки.
Большим успехом также пользовались бродячие актеры — лицедеи. Надев на лица (откуда и название) смешные, страшные или уродливые маски, лицедеи разыгрывали немудреные сюжеты и сценки.
Пасха
После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Все «официальные» праздники разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие — ежегодно, но в разные числа месяца. Таким великим праздником, выпадающим на разные дни, начиная с 22 марта по 25 апреля, была на Руси Пасха.
Слово пасха — еврейское и обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась «праздником праздников» и всегда : отмечалась торжественно и весело.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
К. Майков
В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход — обход церкви с крестом, иконами и хоругвями (вертикально свисающие полотнища с изображением Христа и святых, укрепленные на длинных древках). Во время пасхальной службы всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть и такие слова: «Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково веселятся. Пусть никто о грехах своих не плачет, потому что в этот день Бог дал людям свое прощение. Пусть никто не боится смерти — всех освободила смерть Христа».
Существует такое предание:
Один монах в первую пасхальную ночь зашел в пещеру, где покоились останки его сподвижников — монахов. Войдя в пещеру, он крикнул: «Отцы и братие! Христос воскрес!» И вдруг по всей пещере эхом пронеслось «Воистину воскрес!» С тех пор традиционным стало пасхальное приветствие: «Христос воскрес», на которое в ответ говорят: «Воистину воскрес».
К особым пасхальным обрядам относится и благословение артоса (по-гречески — «хлеб»). Раньше на этом хлебе обязательно изображался крест или сцена воскресения Христа. Считается, что происхождение этого обычая таково:
На совместных трапезах со своими учениками Христос всегда произносил слова: «Я с вами во все дни». После распятия Христа его место за столом никто не занимал и около него оставляли хлеб. По окончании трапезы говорили: «Христос воскрес». Когда ученики разошлись по странам для проповеди учения Христа, каждый продолжал хранить эту традицию. Так этот обычай сохранился в веках, и теперь лежащий в храме хлеб (артос) служит напоминанием о том, что здесь незримо присутствует Христос. После торжественной проповеди (литургии) артос освящался, разламывался и раздавался молящимся. И в наши дни сохранился обычай на Пасху печь и освящать куличи.
Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо — символ Пасхи. По преданию, оно было дано Марией Магдалиной римскому императору Тиберию перед началом своей проповеди. Еще задолго до появления Христа яйцо у древних народов символизировало Вселенную. У славянских народов Пасха связывалась также с плодородием земли. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града. Перед Пасхой кончался Великий пост, и после этого можно было есть скоромную (не постную) пишу, то есть разговеться. Поэтому праздничный стол был уставлен куличами (домашний артос), всевозможными кушаньями. Каждый, кто приходил в дом, должен был быть накормлен, напоен, обогрет.
В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости, дерева и др. Такие яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца.
Яиц надо было заготовить много: для подарков родным и друзьям, для веселых игр. Была, например, популярна такая игра:
Делалась горка, под ней ровная площадка, на которой раскладывались разные мелкие игрушки. Каждый мог скатить по горке свое яичко, и, если оно задевало какую-либо игрушку, ее получали в подарок. Любили «чокаться» яичками: стукать любым концом своего яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо выдержало удар и не треснуло. Для того чтобы яички на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно их поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яички очень красиво смотрелись.
Во время Пасхи было также принято навещать могилы близких и класть на них красные яички.
А теперь сделаем небольшое отступление и расскажем о самых простых способах окраски яиц в домашних условиях. Для этого можно использовать небольшие лоскутки линяющей материи или цветную бумагу. В них заворачивают яйцо, затем оборачивают сверху кусочком льняной ткани; кладут яйцо в воду и, доведя до кипения, варят минут пятнадцать. Затем, как обычно, заливают яйца холодной водой.
Для получения разных оттенков желто-коричневого цвета используют шелуху лука. Раскрашивают яйца и акварельными красками. Для большей красоты и блеска, после того как яйца обсохнут, их протирают тряпочкой, смоченной в растительном масле.
Кроме крашеных яиц, куличей и пасхи на Руси к празднику пекли очень вкусные булочки — «жаворонки». Для этого замешивали в теплой воде с дрожжами муку, добавляли сахар, постное масло. Когда тесто поднималось, его резали на полоски, каждую раскатывали, чтобы получился маленький валик. Валики завертывались узлом, одному концу придавалась форма головки с клювиком, а другой подрезался ножом, чтобы получился птичий хвостик. Вставляли две изюминки — глазки, затем булочка посыпалась сахаром и ставилась печься.
Рождество. Новый год
Еще один из наиболее почитаемых и известных на Руси праздников — Рождество Христово. Святые вечера начинаются с 25 декабря и заканчиваются 6 января. Пожалуй, нет другого праздника, который отличался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Дело в том, что Святки совпадают с Новым годом — светлым праздником детворы, с новогодней елкой, переодеваниями, ряжениями, гаданиями девушек, плясками и всеобщим весельем. Вот что рассказывает о Рождестве Христовом Библия: «В те дни вышло от Кесаря (Имеется в виду римский император Август (63 до н. э. —14 и. э.).повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться в свой город. Пошел и Иосиф со своей Марией из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Вифлеем, но там они не могли устроиться на ночлег и, увидя пещеру, которая во время непогоды служила убежищем для пастухов, вошли в нее... И родила Мария сына своего первенца, и спеленала его, и положила в ясли. В той стране были на поле пастухи, которые держали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень и сказал им: „Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, что родился Спаситель, который есть Христос, вы найдете Младенца, лежащего в яслях". Пастухи пошли в Вифлеем, пришли и нашли Марию, и Иосифа, и Младенца... И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за то, что слышали и видели, как им сказано было».
Верующие люди готовились к встрече праздника Рождества Христова строгим и долгим постом. В канун праздника, называемый Сочельником, надо было совершенно отказаться от пищи до появления на небе первой звезды, символизирующей ту «первую звезду», которая, по Библии, указала путь мудрецам-звездочетам (волхвам) к новорожденному Иисусу.
Вот какой торжественный и важный христианский праздник со¬впадал со встречей Нового года. Две недели православные ходили по домам и славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам царь Петр I ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц и дарили их друг другу. Незамужние девушки спешили узнать свою судьбу и занимались гаданием — в эти дни оно считалось особенно верным. На чем только не гадали: на зернах, на бобах, на ключах, на соломе, на хлебе, зеркале и т.д. В древности гадание, то есть служение богине Гаде (богиня счастья), было одним из главных языческих обрядов. Во времена перехода к христианству гадание преследовалось. Однако став одним из обычаев, гадание, как и другие обряды, сохранилось по многих местах и до наших дней.
Главным героем новогодних праздников в наши дни является Дед Мороз. На новогодних торжествах он начал появляться в конце прошлого века. У нас это белобородый старик в усеянной звездами или снежинками красной шубе и красной шапке. На праздник он приходит со своей спутницей Снегурочкой и мешком подарков.
А как выглядит Дед Мороз в других странах?
В Швеции это сутулый дед с шишковатым носом, которого зовут Юлтомтеннен. Считается, что на земле он появился триста милли¬онов лет назад, прилетев на метеорите. Многие годы у него не было постоянного местожительства. И вот недавно специально для него был построен настоящий дом. Во время рождественских каникул сюда со всей Швеции приезжают ребятишки. По этому адресу почтальоны приносят мешки детских писем. Вместе с Юлтомтенненом появляется и карлик Юлниссар. Они вдвоем и обходят дома, оставляя детям подарки.
Финский Дед Мороз длинноволос, носит красную шапку, заканчивающуюся полутораметровым конусом, и красную куртку. Его окружают гномы в накидках, отороченных белым мехом, и островерхих шапочках. А вот подарки детям раздает не сам Дед Мороз, а — козел! Его зовут Иолупукки. Он носит лохматую красную шубу и раздает подарки только тем детям, которые их заслужили. Все шалости детей козел записывает
свою волшебную книгу.
Во Франции новогоднего Деда зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое и почему-то очень боится холода. Видимо, поэтому он оставляет детям подарки около каминов и печек.
Монгольский Дед одет в мохнатую шубу, лисью шапку и очень | похож на пастуха.
В Италии подарки детям раздает добрая волшебница — Баба Бефона. Делает это она не в новогоднюю ночь, а 7 января, в начале Святок.
В Америке, Канаде, Нидерландах и некоторых других странах I Деда называют Санта-Клаусом. Внешне он очень похож на нашего Деда Мороза, только вместо шубы носит красную куртку. В Австралии Санта-Клаус очень своеобразный. Так как Новый год там приходится на жаркое время года, то на голове у Деда легкий колпак, рубашка опоясана ремнем, но штаны заправлены в... валенки. Он приплывает на доске — такой, на которой катаются по волнам. В Гвинее подарки раздает слон. Он шествует под музыку и песни э улицам, а все участники новогоднего праздника стараются к нему
прикоснуться, потому что он обладает такой силой, терпением и мудростью, что может ими поделиться.
А вот в Сирии подарками навьючен... верблюд.
В Турции считают, что первым нозогодним Дедушкой стал свя¬щенник Николас, живший в начале новой эры в городе Демре. Говорят, что он любил детей и часто делал им подарки. В этом городе теперь проводят фестиваль (праздник), посвященный Дедушке Морозу.
В Японии в канун Нового года надо отбить колокольчиком сто восемь ударов. С каждым ударом вы очищаетесь от пороков — злости, алчности, глупости, легкомыслия, жадности и нерешительное- , та. Потом надо лечь спать, а с рассветом встать и встречать Новый i год очищенным от грехов и пороков. щ
В Индии и Вьетнаме считается, что в Новый год нельзя быть ' злым, раздражительным, иначе весь год сложится неудачно.
В Колумбии выносят из домов и сжигают все старые вещи, 4 а жители Бирмы в новогоднюю ночь поливают друг друга водой. | Вода считается символом чистоты, мудрости и обновления жизни. I
Новогодняя елка
Во многих странах Рождество и Новый год прочно связаны с традицией наряжать елку. Откуда берет свое начало этот обычай?
Не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, где I родился Христос, радовались этому событию. Счастливее других I были три дерева. Они росли ближе всех, и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары», — сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», — попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты — колючие иглы да липкую смолу?» — спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел, и ему захотелось помочь скромной елке.
Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист своей кроны. «Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день», — сказала она. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я разукрашу тебя лучше твоих сестер».
Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не рос¬кошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг — пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты — доброе деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».

В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым — одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки:
Не житье, а Масленица.
Как коту Масленица.
В старину Масленица начиналась с понедельника. Открывала праздник детвора: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелочные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!» После этого ребята кричали: «Приехала Масленица! Приехала!» И начиналось веселье.
Каждый день Масленицы носит свое название: понедельник — •-встреча»; вторник — «заигрыш»; среда — «перелом», «лакомка»; четверг — «широкий»; пятница — «тещины вечера»; суббота — «золовкины посиделки», «проводы»; воскресенье — «прощеный день».
Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с языческих времен: с блинами, славяне отмечали приход весны. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного, Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц:
Месяц, месяц, золотые твои рожки.
Выглянь в окошко, подуй на опару.
Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души родственников съедят их: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок».
Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блик не клин, живота не расколет»,— говорили в народе,
Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы и парни — покататься на горках, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины испечены — просим пожаловать!» Если почему-либо не могли пойти на блины к родным, то вежливо говорили: «У нас состроены у самих горы и приглашены гости». На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого поста наступал другой праздник — Красная горка, традиционное время свадеб.
В среду теща приглашала на блины зятя. В некоторых местностях в этот день кто-либо наряжался медведем и представлял, «как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал, теще спасибо сказал».
С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался «широким», Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутрь помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались ворваться через ворота, а стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания «боя» победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло собой зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал проводов зимы.
В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести. В субботу, на «золовкины посиделки», молодая невестка приглашала в гости своих родных,
Проводы Масленицы сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, и катанием на разукрашенных лентами и песнями. В этот день было принято просить прощения за :масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими подготовиться к Великому посту.

Категория: Статьи | Добавил: padre_gabriel (23.07.2009)
Просмотров: 1879 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню
Васильченко А.Г.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Миссия Д.Ойстраха и С.Рихтера
  • Культура и Искусство
  • Каталог сайтов Всего.RU
  • Ave! Классика!
  • "Лад"-центр раннего развития
  • Детское радио