Суббота, 30.11.2024, 10:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Интересное...
Главная » Статьи » Статьи

Творчество учителя в условиях модернизации образования Засухина Елена Анатольевна
Засухина Елена Анатольевна,
к.п.н., зав. кабинетом
начального образования
АФ ГОУ Краснодарского края «ККИДППО»
[hide]

Творчество учителя в условиях модернизации образования[size=14]

Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.

Любая деятельность есть процесс и результат.(Б. Пастернак)

Проблема исследования творчества учителя не просто актуальна, остро актуальна. В условиях технологизации и информатизации образования развивающий результат в обучении младшего школьника выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей. Для успешного решения проблемы необходимы условия для реализации педагогом школы своего творческого потенциала.

Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.

Активное познание с целью преобразования педагогической практики, руководство умственным трудом школьников – все это педагогическое творчество, новаторская деятельность. Она может проявляться в творческой одаренности учителя (креативности), которая выражается в мотивации и стремлении к достижению более высоких качественных (конструктивных) результатов как в руководстве умственным трудом обучаемых (проявление коммуникативной культуры в условиях целостного педагогического сознания), так и в самореализации профессиональных способностей в рамках акме-пространства.

Поэтому творчески работающий педагог должен подготовить ребенка к творчеству в учебной работе, развивая его креативность. И если будут получены положительные результаты, то в них успех учителя и его профессиональная победа. Наблюдая за умственным трудом школьников, определяя наиболее благополучные условия для развития их умственных сил и способностей, педагог находит оптимальные средства для овладения новыми педагогическими техниками на основе «новых знаний для себя» (Л.Е. Плескач).

Умение говорить правильно и выразительно, умение жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношения, умение управлять своим психическим состоянием, видеть себя со стороны… Эти умения мы объединили в понятие «педагогическая техника учителя» (Гузеев В.В., Кан-Калик В.А., Плескач Л.Е., Турчанинова Ю.И., Засухина Е.А. и др.).

Педагогическое творчество возможно на основе реализации принципа единства учебно-воспитательной и научной работы.

Творческий труд начинается там, где учитель рассматривает свой индивидуальный труд с точки зрения коллективного убеждения, т.е. когда он хочет видеть свое дело, свой труд, результаты труда лучшими, чем они есть в настоящее время, когда ему не дает покоя мысль: почему его усилия не приводят к тому, к чему они, казалось бы, должны привести.

Научное исследование сознания и личности ребенка – одно из главных условий подлинного педагогического творчества, это азы педагогической культуры. Начинайте с психологии и дефектологии, начинайте с проблемы – как я, учитель и педагог, творю сознание и, следовательно, личность воспитанника, формирую его целостное сознание средствами целостного педагогического сознания.

Важно знать, что ум, способный к успешному овладению знаниями, сообразительность – это свойство, не раз и навсегда данное природой, а изменяющееся, зависящее от среды, в которой находится ребенок, от характера обучения, от процесса умственного труда. Задача учителя заключается, прежде всего, в том, чтобы развивать ум ребенка, его мыслительные процессы, опираясь на принципы информационного взаимодействия:

- принцип тезауруса (словаря), т.е. обеспечение одинакового смыслового толкования терминов, понятного для всех участников диалога языка общения;

- принципа фасцинации (привлекательности). Современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Такой урок можно создать за счет следующих условий:

а) личности учителя (очень часто даже скучный материал, мастерски объясняемый учителем, хорошо усваивается);

б) содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

в) методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле творческой деятельности любого преподавателя. Овладение соответствующими приемами, разнообразными техниками помощи, облегчения учебы становятся главным в его работе.

- принцип майевтики (творческой деятельности учащихся под руководством учителя, сотворчества педагога и школьников) как результат реализации первого и второго принципов.

В современных условиях учитель должен избавиться от комплекса «главного звена» в передаче знаний. Знание как идеальное образование не может быть непосредственно передано одним субъектом другому – оно может быть выработано субъектом в результате собственной активности. Деятельность учителя, прежде всего, направлена на развитие ценностных ориентаций субъекта, его целей и мотивов, на творческое применение накопленных знаний, способностей и т.д. Принцип майевтики успешнее реализуется при учете следующих условий:

- самостоятельности учащихся;

- индивидуального темпа работы;

- получения знаний (информации) из различных дополнительных источников;

- еще более эффективно – при использовании различных педагогических технологий.

Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса является одним из условий реализации креативных способностей.

На наш взгляд, решение проблемы творчества педагога в условиях информатизации и технологизации образования заключается в целенаправленном взаимодействии учителя и учеников, получающих удовлетворение от познания и успешной самореализации.

В современных педагогических технологиях успешно реализуются принципы информационного взаимодействия, результатом которых является творческая самореализация личности.

Профессионализм педагога проявляется в способности рефлексировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в условиях динамичной учебной реальности.

Образовательный процесс поворачивается к учителю разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности.

Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности.

Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (14.07.2009)
Просмотров: 1894 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню
Васильченко А.Г.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Миссия Д.Ойстраха и С.Рихтера
  • Культура и Искусство
  • Каталог сайтов Всего.RU
  • Ave! Классика!
  • "Лад"-центр раннего развития
  • Детское радио