Главная » Статьи » Статьи |
Натан Перельман — В классе рояля В классе рояля Натан Ефимович Перельман (1906-2002) — пианист и учитель рояля. Ниже привожу несколько понравившихся мне его высказываний из книги «В классе рояля». Об искусстве У искусства много способов овладевать душами. Оно: вторгается, проникает, согревает и леденит, пронзает, ранит и излечивает, тревожит и успокаивает. И вдохновенье – результат самых прозаических усилий. Об исполнении Чтоб трепет вашей души достиг ушей слушателя в piano-pianissimo – напрягите кончики пальцев и мышцы… живота. Да! Да! Артистизм исполнителя – уменье перевоплощаться, а не перевоплощать. Руки этого пианиста обращаются с фортепианной клавиатурой, как с клавиатурой пишущей машинки. Вдохновенье минимально, зато точность максимальна. Педали нужны не привередливые, а умные уши. Секвенции легче сочинять, чем исполнять. Между прочим, у этого фальшивого музыканта я не обнаружил ни одной фальшивой ноты. О людях У Мартинсена мудрая аппликатура, у Шнабеля – мудрёная. У Шопена, Шумана, Шуберта лиги чаще всего – рудименты. У Бетховена они – мощнейшие орудия выразительности. У Брамса – родовой цыгано-венгерский признак; вспомните “рыдающие” лиги в скрипичной сонате d-moll. Гульд играл спорно, но так, что нам, слушателям, было не до спора. Моцарт украшал пустые пространства своих мелодий импровизированными пассажами. Он и не подозревал, что для нас, потомков, эти “пустоты” будут чудесами наполненности. А судьи кто? Спе-ци-а-лис-ты!!! | |
Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (07.07.2009) | |
Просмотров: 1823 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |