Среда, 27.11.2024, 01:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Интересное...
Главная » Статьи » Статьи

Анализ парциальных программ муз.развития Раиса Матвеева

В современных условиях развития общества, модернизации воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа не только в школах, но и в начальных звеньях системы. Процесс обучения детей, находящихся на домашнем воспитании, не поддается четкой характеристике и анализу, поэтому мы будем рассматривать процесс обучения и воспитания в условиях дошкольных учреждений: детского сада, где существуют жесткий регламент и стандарт.
Детский сад имеет определенное количество групп для детей, как правило, от трех до семи лет. Сады, имеющие одну или несколько групп раннего возраста называются «ясли-сад», иные, полностью ориентированные на возраст до трех лет – ясли. Поскольку нас интересует образовательный процесс детей раннего возраста, в дальнейшем мы будем рассматривать все дошкольные образовательные учреждения, где существуют группы раннего возраста, обозначая их сокращенной аббревиатурой ДОУ.
Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. В 1999, а затем в 2002, 2004 годах были изданы каталоги – перечни программ и учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ.
В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.
Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:

* Детский сад;
* Детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);
* Детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;
* Детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.);
* Центр развития ребенка – сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ, а в центре развития ребенка таких программ используется несколько.
В комплексных программах предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое.
Таким образом: комплексные или общеразвивающие - это программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.
По музыкальному воспитанию тоже есть целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие программы. Эти программы и будут рассмотрены в рамках данной статьи.
Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Росинка». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру. «Красота – радость – творчество», «Синтез» – это комплексы из нескольких программ по эстетическому развитию. Ряд программ выделяют приоритетным направлением изучение фольклора. Они являются комплексными по содержанию, поскольку в них сочетаются и музыкальный фольклор, и народная хореография, и изучение традиций и быта народа. Есть ряд парциальных программ, которые смело можно назвать «узко» музыкальными, более того, они рассматривают только определенные виды музыкальной деятельности: слушание музыки «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, игру на музыкальных инструментах «Оркестр в детском саду» Л. Меркуловой, музыкально-ритмические движения «Ритмическая мозаика» А. Бурениной. Вот по таким признакам мы разделили все существующие и используемые в настоящее время специализированные программы по эстетическому в общем и музыкальному в частности развитию. Наиболее полно проанализированы те программы, которые адресованы детям раннего возраста.
В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н. А. Ветлугиной, изданной в 1981году.
Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Н. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой), небольшими подгруппами и индивидуальные. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.
В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.
Главная цель программы - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.
Репертуар по слушанию музыки в программе Н. А. Ветлугиной строится на произведениях советских композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия – литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д., но репертуар по слушанию не выписан и точно не определен.
В разделе «Пение на музыкальных занятиях» акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н. А. Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».
Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.
Для исполнения оркестром Н. А. Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.
Было издано и методическое пособие Н. Ветлугиной «Музыкальное воспитание в детском саду». Пособие состоит из трех разделов, где последовательно освещаются следующие вопросы:

* общая характеристика музыкального воспитания;
* определение задач и содержания музыкального воспитания;
* виды музыкальной деятельности;
* развитие музыкальности у ребенка;
* формы организации музыкальной деятельности детей;
* музыкальные занятия;
* самостоятельная музыкальная деятельность детей;
* музыка в повседневной жизни детского сада;
* праздники и развлечения;
* методика музыкального воспитания в различных возрастных группах. Группы раннего и младшего дошкольного возраста;
* Средняя группа;
* Старшая группа;
* Подготовительная к школе группа;

Очень показательным в пособии Н. Ветлугиной является наличие схемы «Планирование музыкального репертуара», где наглядно показано распределение учебного материала в одном квартале (с сентября по ноябрь). В схеме представлен материал, но не построение занятия, предполагается, что педагог самостоятельно выбирает то вариант, который ему больше подходит для того или иного периода обучения. В тоже время формы занятий ограничены только тремя видами: фронтальные, по подгруппам, индивидуальные, поскольку имеют строгую структуру – в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей: пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки.
Есть определенные недостатки, которые выявились в процессе реализации данной программы: нецелесообразность обучения абсолютной нотации, ограниченность музыкального репертуара для слушания музыки. Вероятно, поэтому данная программа в настоящее время используется мало, то ли считаясь «устаревшей», то ли под натиском новых более узко направленных современных программ.
В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, для педагогов существует возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и эстетического развития детей.
В ряде программ особое внимание уделено интеллектуальному, творческому, художественно-эстетическому воспитанию. Таковыми являются: «Росинка» (от 3 до 7 лет), «Красота — радость — творчество» (от 2 до 7 лет), «С кисточкой и музыкой в ладошке» (от 3 – 10 лет), «Синтез искусств в эстетическом воспитании», «В мире бального танца» (от 5 до 7 лет), «Путешествие в страну хореографию» (от 4 до 7 лет), «В мире музыкальной драматургии» (от 3 до 7 лет), «Волшебный мир театра» (от 5 до 7 лет), «Театр- творчество – дети».
Несмотря на то, что программа общеэстетического развития дошкольного воспитания РОСИНКА авторов Куцаковой Л. В. и Мерзляковой С. И. рассчитана на детей от трех лет, она представляет определенный интерес и для нас. Основные положения программы: «раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений» [11;7], должны активно использоваться с раннего возраста.
Название складывается из первых букв определений, характеризующих качества ребенка: развитый, образованный, самостоятельный, инициативный, неповторимый, культурный, активно-творческий. РОСИНКА – это педагогическая система воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3до 7 лет. Это комплекс программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников [11;3] Музыкальной деятельности посвящен достаточно объемный раздел, где выписаны основные задачи по музыкальной деятельности в саду.
Программа нацеливает педагогов на организацию детской поисковой деятельности, так как именно детское творчество проявляется в процессе поиска, поскольку так «развивается природная любознательность ребят, формируется активное отношение к окружающему, обогащается их жизненный опыт» [11;8]. Эти положения уместно отнести и к раннему возрасту, поскольку именно эксперимент и поиск – основа детской деятельности (Н. Поддъяков).
Так музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы. Характер музыки побуждает детей искать возможности передачи эмоционального состояния самостоятельно, через пластику, интонацию, танец, а затем отображать в своей художественно-практической деятельности – в рисовании, лепке, художественном труде. «Все это позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств» [11;9]. В программе привлекает внимание обилие циклограмм и схем, отражающих формы музыкальной деятельности, виды музыкальных занятий; в приложении даны примерные конспекты различных занятий и праздников, развлечений. В каждой возрастной группе выделены разделы, посвященные видам музыкальной деятельности, определены задачи музыкального развития и даны общие рекомендации. Музыкальный репертуар не выписан, поскольку авторы подчеркивают, что педагогу легче самостоятельно проявить инициативу в подборе репертуара. К сожалению, данная программа не рассматривает ранний возраст.
Второе издание программы эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной, исправленная и дополненная вышла в 2002 году.
В названии программы заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребенок, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество. Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.
Содержание программы реализуется в следующих разделах:

* Искусство в жизни ребенка.
* Эстетическая развивающая среда.
* Красота природы.
* Знакомство с архитектурой.
* Литература.
* Изобразительная деятельность.
* Музыкальная деятельность.
* Досуг и творчество.
* Творчество.

Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.
Авторы подчеркивают свои основные принципы такие как «принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста» (с.4).
В разделе «Музыкальная деятельность» выписаны задачи музыкального образования и воспитания детей, которые включают:

* развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса; приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
* развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование чувства ритма, гармонии).
* воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее;
* развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов;
* приобщение ребенка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
* формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге

В конце каждого раздела предлагается информация об ожидаемых результатах, в процессе обучения по данной программе.
К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок:

* эмоционально реагирует на музыку, испытывая при этом радость;
* внимательно слушает ее;
* может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы;
* слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;
* определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется;
* может выразить свои впечатления от музыки в движении или рисунке;
* занимается с огромным желанием музыкальными движениями, ритмично двигается согласно характеру музыки, активно участвует в выполнении творческих заданий;
* поет с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально;
* способен воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом ;
* держит правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулирует; умеет правильно распределять дыхание;
* овладевает различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах: будет уметь играть в ударном оркестре, воспроизводить общий характер музыкального произведения, его тембровые и динамические окраски, а также ритм. [10;70].

Заметим, что эти результаты вполне достижимы, в отличие от тех, которые определены в комплексной программе «Детство».
Что же касается предлагаемого авторами репертуара, то в целом четко прослеживается перекличка с разделом «Музыкальное воспитание» программы под редакцией М. Васильевой, где автором также является М. Зацепина.
Некоторые программы знакомят малышей с русской национальной культурой и историей. К ним можно отнести такие программы, как «Оберег» (от 2 до 7лет), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, «Музыкальная народная культура» (от 4 до 10лет), «Горенка» (от 4 – 7лет).
Программа «Оберег» Е. Г. Борониной 2003 года предназначена для комплексного изучения фольклора в дошкольном учреждении с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством, поскольку изучение музыкального фольклора в единой системе не планируется вообще. Содержание программы рассматривается в двух разделах: народоведение и музыкальный фольклор. Раздел «Народоведение» содержит три темы: народный календарь, обычаи и обряды; быт и уклад жизни; жанры литературного фольклора. Раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, народный театр.
Содержание программы реализуется в трех подпрограммах:
# Гуленьки (от 2 до 3 лет) – введение в мир фольклора, где основными видами деятельности являются слушание-восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение (подпевание взрослым).
# Теремок (от 3 до 5 лет) – знакомство с основами народной культуры: изучение народного календаря. Практический материал программы имеет четыре раздела в соответствии с календарем и имеет четыре раздела – по каждому времени года. Изучаются также: тема дома и домашнего уюта, народный костюм, элементарные игровые хороводы и пляски, игра на детских музыкальных инструментах.
# Беседушка (от 5 до 7 лет) содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. Серьезное внимание уделяется детскому пению и овладению умения импровизации на народных музыкальных инструментах.

Данная программа в настоящее время очень активно используется многими ДОУ, а также различными коллективами и кружками дополнительного образования. Но поскольку, фольклор не является нашей целью, то более подробно мы не будем анализировать эти программы.
Особое место в настоящее время занимают специальные программы музыкального развития: «Гармония», «Синтез» (от 4 до 7 лет), «Камертон» (от 0 до 7лет), «Малыш» (от 2 до 3 лет), «Ладушки» (от 3 до 7лет).
Две программы: «Гармония» и «Синтез» ориентированы на средний и старший дошкольный возраст, а потому единственное пожелание авторам, продолжить разработку программ для всех возрастов, чтобы целостность и преемственность обучения не нарушалась, чтобы к 4 годам, ребята были подготовлены и к восприятию музыки, и умению отображать ее характер через пластику, вокальную импровизацию или речь.
Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, под общей редакцией К. Л. Тарасовой.
В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве.
Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям. Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.
Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет.
Программа «Камертон» Э. П. Костиной 2004 года, представляет для нас больший интерес, поскольку охватывает ранний возраст, а также тесно переплетается с комплексной программой развития «Кроха».
Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям.
Она разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина. Это теоретические положения о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников; о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании.
В программе учтены и представлены «современные требования к образовательной программе, а именно:

* она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое и системное развитие музыкальности каждого ребенка;
* заложена возможность развивающей коррекционной работы с детьми;
* учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка [4,5;4].

Данная программа представлена в виде семи разделов – ступеней развития, охватывающих весь дошкольный период от рождения до семи лет.
В каждой возрастной ступеньке выделены основные разделы: характеристика возрастных возможностей, с подразделением на общее и музыкальное развитие, задачи и показатели развития. Помимо этого даны рекомендации, адресованные родителям, при использовании программы в домашних условиях. Автор, выписывая определенный репертуар для освоения детьми, в то же время говорит о праве выбора репертуара. Системный подход в выборе изучаемого репертуара дает возможность логично и последовательно усложнять музыкально-художественные образы в произведениях для слушания. Примечательно, что автор выписывает репертуар на каждой ступени развития, классифицируя его по темам. На третьем году развития (третьей ступени образования) выделяются следующие темы: мир ребенка; мир природы; мир животных и птиц; мир игрушек. Э. П. Костина опирается на большой выбор детского репертуара советских композиторов, и композиторов XIX столетия, частично используя обработки народных мелодий. Большое количество музыкальных произведений, подобранных по типу тождества и контраста, позволяет ребятам с помощью учителя все более внимательно прислушиваться к отличиям в сходных по настроению пьесах.
С четвертой ступени добавляются такие темы как: предметный мир, рукотворный мир, мир сверстников и взрослых. Что же касается реализации данной программы, то автор отсылает нас к учебному пособию О. П. Радыновой, А. И. Катинене, М. А. Палавандишвили «Методика музыкального воспитания» (М., 1994).
Возможно, именно отсутствие разработанных поурочных планов или примерных конспектов занятий не дает возможности педагогам более широко применять данную программу на практике. Что касается предлагаемого репертуара, то, конечно, бросается в глаза ограниченное количество классической музыки при развернутом репертуаре детской музыки советских композиторов. Определенную трудность для педагога будет представлять поиск данного музыкального материала, поскольку автор не ограничивается произведениями, используемыми во всех программах.
Программа «Малыш» В. А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр. Издано и методическое пособие «Музыка – малышам». В пособии три раздела, каждый из которых посвящен музыкальному воспитанию детей определенного возраста. Первый – детям младенческого возраста (первый год жизни), второй и третий – музыкальному воспитанию детей второго и третьего года жизни.
В каждом разделе определены:
# Характеристика возрастных особенностей;
# Задачи развития;
# Содержание и условия педагогической работы;
# Примерный музыкальный репертуар.

Музыкальный материал первых двух разделов включает слушание музыки, песни, музыкально-двигательный показ, пляски и игры. Автором большинства из них является Т. Бабаджан. [13,6]. Ее работа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста особенно ценна, так как проходила совместно с ведущими специалистами (психологами, врачами, методистами, педагогами, группой актива музыкальных руководителей) и является образцом для всего последующего музыкального материала, разработанного и предложенного другими музыкальными руководителями, еще
В третьем разделе, посвященному музыкальному воспитанию детей третьего года жизни, более подробно освещены все стороны музыкального воспитания детей и шире представлен музыкальный материал, даются методические советы и рекомендации музыкальным руководителям. В конце третьего раздела есть подраздел «На заметку музыкальному руководителю» о часто встречающихся в работе ошибках.
В данное пособие включен музыкальный материал советских композиторов, построенных по принципу тождества и контраста, например: «Зайчик» Г. Фрида, «Зайка» Е. Тиличеевой, «Зайчики бегут по лесу» А. Гречанинова; «Зайцы» Е. Тиличеевой. К программе «Малыш» автором разработаны 24 дополнительных занятия по слушанию классической музыки и сделана подборка из 54 произведений. Очень важно, что произведения подобраны по принципу тематического контраста, использованы как программные, так и непрограммные сочинения различных композиторов: от Ж.-Ф. Рамо и И.С. Баха до Д. Шостаковича и Г. Свиридова.
Данную программу «Малыш» в качестве дополнительной используют сады, работающие по комплексной программе «Истоки».
Программа «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой, И. Новооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки [6,4], целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем [6,5].
Программа ориентирована на четыре возрастных периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет).
Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:
# музыкально-ритмическое движение;
развитие чувства ритма, музицирование;

Категория: Статьи | Добавил: Секвенция (07.07.2009)
Просмотров: 8028 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню
Васильченко А.Г.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Миссия Д.Ойстраха и С.Рихтера
  • Культура и Искусство
  • Каталог сайтов Всего.RU
  • Ave! Классика!
  • "Лад"-центр раннего развития
  • Детское радио