В.Жилин Урок в общеобразовательной школе Бабайка Урок на фольклорную тему с использованием движения, театра, различных музыкальных инструментов. Курсивом написаны комментарии, рекомендации, помощь. Этот урок для совсем молодых учеников. Он применим в начальной школе или даже в детском саду, с некоторыми изменениями. За основу взята народная потешка «Бабайка», записанная мной в селе Варна Челябинской области от местных детей. Пятилетний маль-чик пел ее на нисходящей малой терции. По крайней мере, интервал был больше, чем большая секунда и я определил его как малая терция. Урок состоит из четырех частей: 1 часть – активная; 2 часть – спокойная, тихая; 3-я часть – деловая, сосредоточенная; 4-я часть – игровая, эмоциональная, образная. Материал: - Фонограмма балалаечных наигрышей. - мелкие ударные инструменты - Музыкальный центр (магнитофон или проигрыватель) - Фонограмма: любые балалаечные наигрыши. За неимением – веселая танцевальная му-зыка в исполнении оркестра или ансамбля русских народных инструментов Также, если есть возможность, - штабшпили - домры и балалайки - гитары - любые музыкальные инструменты Песенка: Остинато: Ход урока 1.ДВИЖЕНИЕ А) Дети сидят по кругу. Звучит фонограмма балалаечного наигрыша. Педагог без слов выполняет движения рукой, имитируя игру на балалайке. Дети подхватывают, выполняют движение вместе с ним Если дети не подхватывают, педагог говорит: «Делаем все так же как я». Но лучше ко-нечно если это произойдет без слов. Через некоторое время педагог и дети выполняют то же самое стоя; стоя на одной ноге; в других положениях тела, например, наклонившись вперед, на-зад и т.д. Затем с разным выражением лица: с улыбкой, нахмурившись, удивленно, пристально глядя в одну точку, например на магнитофон или на какого-либо ребенка. Цели упражнения: координация движений; развитие чувства метрической пульсации, развитие чувства ритма; Веселое введение в урок, создание настроя, создание обстанов-ки для творчества, активное слушание музыки. Б) То же самое, но сейчас показывает, как двигать рукой, как «играть на балалайке» кто-нибудь из желающих детей. Цель упражнения: развитие творческих способностей, импровизации. Если желающих нет, тогда переходим к следующему пункту. Если желающих много, то придется их ограничить, сказав, «И последним будет…» В) Звучащие жесты. Мы продолжаем работать под фонограмму. Педагог хлопает, шлепает по коленям, по груди, носкам и пяткам в русском стиле. Дети играют вме-сте с ним. Это упражнение очень эмоциональное. Его цели: координация движений; развитие чув-ства ритма; мотивация детей; развитие быстроты реагирования; освоение элементов для будущей импровизации ребенка. Конечно, фонограмма может уже наскучить. Если это так, и у педагога нет другой с балалаечными наигрышами – можно сделать и без музыки. Г) То же самое, но показывает, как хлопать или шлепать желающий ребенок. Цель упражнения: развитие творческих способностей, импровизации. Если желающих нет, тогда переходим к следующему пункту. Если желающих много, то придется их ограничить, сказав, «И последним будет…» Д) Итог. Сначала делимся на три группы. Под прослушанный балалаечный наи-грыш исполняются следующие действия: 1-я группа имитирует рукой игру на балалайке; 2-я группа исполняет (импровизи-рует) звучащие жесты; 3-я группа танцует в русском стиле, используя присядку, притопы; трюки на полу и пр. Это можно рассматривать как презентацию. Где танцевать, если мало места? Во-первых, возле доски, между рядами парт, если таковые есть. Во-вторых, если места очень мало, значит пойдут только несколько человек, затем мы повторим, и пойдут другие. В начале подведения итога педагог может сказать о критериях оценки: внимательно слушать музыку и действовать точно под музыку. Речь запрещена. Оценка может да-ваться в процессе выполнения задания жестами, то есть, если хорошо – педагог показы-вает большой палец, если есть проблемы – педагог разводит руками и пожимает плеча-ми. 2.ПЕНИЕ А) Лежать на полу или сидеть, расслабившись на стуле. Положить руку на живот. Спокойно, ровно дышать, ощущая рукой свое дыхание. Цель упражнения: расслабление, успокоенность после активной фазы урока; работа с дыханием, подготовка к пению. Б) Продолжать это упражнение и выдыхать со звуком «С»; затем «Ф»; затем «Ч»; «Р»; «Ш»; «М» В) Теперь выдыхать на гласные а; о; у; и; э Цель упражнения: непосредственная подготовка к пению, разогревание аппарата Г) Сесть прямо. Слушать пение педагога. Педагог поет мелодию песенки на слог «ЛЯ», дети повторяют; затем на слог «ЛЮ», дети повторяют. Другие слоги. Цель упражнения: разучивание мелодии. Рекомендация: пение с новым слогом - прово-дить в другой тональности. Д) Педагог поет песенку с текстом. Дети повторяют. Рекомендация; Спеть 2 - 3 раза, меняя темп, характер, тональность. 3.СОПРОВОЖДЕНИЕ А) Поем песенку и играем на коленях четвертными нотами поочередно, левое ко-лено - правое колено. Цель упражнения: подготовка сопровождения на двух нотах (до первой октавы – до второй октавы); развитие чувства метрической пульсации. Б) Педагог демонстрирует сопровождение на музыкальном инструменте, дети имитируют игру на нем вместе с педагогом. Сначала педагог показывает, как играть, затем говорит детям, что они будут играть на воображаемом инструменте. Если есть штабшпили (Орф-инструменты), разучивается вышеприведенное остинато. Если таких инструментов нет, тогда играем на любом инструменте четвертями тони-ку (ноту до). Если инструмент струнный, то струну можно настроить на эту ноту, то есть: Балалайка – настроить на ноту до 3-струну (опустить) Домра – то же Мандолина – оставить 4 струну так как есть ( нота соль) Скрипка – оставить 4 струну так как есть ( нота соль). Играть щипком, но пробовать играть и смычком, при этом поставить скрипку на колено, как русский гудок! Гитара – настроить 6 струну на ноту до (опустить). Гитару держать на коленях гори-зонтально, как гусли или положить на пол или на другой стул. Кроме того, можно показать ноту до на фортепиано, баяне, аккордеоне, синтезаторе. На блокфлейте показать ноту до второй октавы – нужно закрыть отверстие внизу большим пальцем левой руки и одно отверстие вверху средним пальцем. Если у педагога инструментов нет, то можно обратиться к детям, к родителям, прино-сить на урок музыки те инструменты, которые есть дома, особенно те, которые ле-жат без применения. Исходя из моего опыта: многие приносят гитары, одна девочка принесла детский синтезатор, мальчик принес старый баян. Дети и родители были сча-стливы, что мы использовали их инструменты, и дети получали пусть небольшой навык игры на них. Те, кто учатся в музыкальной школе, также были рады, что их опыт мо-жет найти применение и в общеобразовательной школе. В) Дети выбирают инструмент и пробуют играть сопровождение. Если инструментов мало – добавить ударные. То есть, одна часть детей играет на зву-ковысотных, другая на ударных. Затем поменяться. Правила игры в ансамбле должны быть проработаны на предыдущих уроках, так как это большая тема и ей необходимо посвятить несколько уроков. В данном случае, я ее не касаюсь, упомяну лишь о необходимости избегать резких пронзительных звуков. Если это трудно с каким-то классом, то вводить инструменты постепенно, не все сразу. Если и ударных нет, то, во-первых, их можно изготовить самим, насыпав в банку рис или вырезав сухие веточки на дереве, использовать их как клавес, во вторых, можно исполь-зовать предметы, например, листок бумаги – ударять карандашом; два карандаша – ударять друг о друга; удары карандашом по баночке, по пластиковой бутылке и т.д. – это большая тема, более подробно в другом месте. Г) Исполнение. Разделиться на 3 группы: 1 группа поет, другая играет на ударных, третья на звуковысотных инструментах. Исполнить два-три раза. Д) Определение формы и исполнение. Договориться, что будем исполнять три ку-плета, то есть, три раза. В 1-м куплете поем без сопровождения, во 2-м куплете иг-рают звуковысотные инструменты + пение, в 3-м куплете добавляются ударные. 4.ИГРА Один из детей «Бабайка», другой «Крокодил». «Бабайка» сидит под столом, «Крокодил» - за печкой. (Мы придумываем, как сделать стол и печку, используя стулья и другие пред-меты). Мы поем песенку. В конце песенки «Бабайка» и «Крокодил» выскакивают и всех пугают (кричат) или «кушают» (имитируют «зверское поедание человека»). При повторении – другие «Бабайка» и «Крокодил». РАЗВИТИЕ ТЕМЫ Дети могут дома, у кого есть инструмент, или после урока попробовать подобрать по слу-ху мелодию песенки или выучить ее по нотам.
|