СЭМЮЭЛ БАРБЕР (Barber)
(1910–1981)
Американский композитор, родился 9 марта 1910 в Уэст-Честере (шт.
Пенсильвания). Начал учиться музыке в возрасте шести лет и уже на
первом году обучения обнаружил признаки композиторского дарования. В
тринадцать лет поступил в Музыкальный институт Кёртиса в Филадельфии,
где в течение девяти лет занимался игрой на фортепиано, пением и
композицией, а также брал уроки дирижирования у Ф.Райнера.
Во время Второй мировой войны Барбер служил в военно-воздушных силах
США. В апреле 1945 он был избран почетным членом Мемориального фонда
Дж.Гуггенхейма. В течение летних сезонов 1947 и 1948 являлся
музыкальным консультантом Американской академии в Риме.
Среди сочинений, принесших Барберу мировую известность, можно упомянуть
адажио для струнного оркестра, оркестровые эссе № 1 и № 2,
Кэприкорнский концерт для флейты, гобоя, трубы и струнных (Capricorn
Concerto), виолончельную и фортепианную сонаты (соната для фортепиано
впервые исполнена Владимиром Горовицем). В опере Ванесса (Vanessa)
раскрылся талант Барбера как музыкального драматурга.
Первая симфония была создана в Риме и исполнена там же под управлением
Б.Молинари (1936); в 1937 сочинение прозвучало на Зальцбургском
фестивале. Премьеру Второй симфонии провел в 1944 Сергей Кусевицкий с
Бостонским симфоническим оркестром; под его же управлением в 1948
состоялось первое исполнение Летней музыки (Knoxville, Summer of 1915)
для квинтета духовых, а в 1946 – виолончельного концерта.
Балет Медея (другое название Пещера сердца; Medea, Cave of the Heart),
заказанный Барберу Мартой Грэхем, до сих пор пользуется наибольшей
известностью среди его театральных композиций. Оркестровая сюита из
этого балета впервые прозвучала в 1947 в исполнении Филадельфийского
оркестра под управлением Ю.Орманди.
В 1964 Барбер получил заказ на оперу Антоний и Клеопатра (Antony and
Cleopatra) по Шекспиру; в создании ее либретто композитор сотрудничал с
режиссером Ф.Дзеффирелли. Премьерой этого произведения было
ознаменовано открытие 16 сентября 1966 нового здания нью-йоркской
«Метрополитен-опера».
В течение своей жизни Барбер получил множество премий и наград, в том
числе дважды Пулитцеровскую премию (1958 и 1963): в первый раз премия
была присуждена ему за оперу Ванесса, которая одновременно получила и
Премию критики; во второй – за фортепианный концерт № 1.
Экспрессивная природа музыкального дарования Барбера – в основном
романтическая, лирическая. Именно поэтому в период творческого
становления его не привлекла ни одна из «систем», возникших в музыке 20
в. – ни неоклассицизм Стравинского, ни атонализм, ни додекафония
Шёнберга. Барбер предпочел им выразительные средства 19 в., и на этой
основе рано сумел выработать технически совершенный стиль, главными
признаками которого можно считать объективность и нейтральность.
Пожалуй, только в одном сочинении Барбера – Кэприкорнском концерте
(1944) – заметно прямое влияние художественных течений современности, а
именно неоклассицизма Стравинского. Неоклассицизм оказал сдерживающее
воздействие на романтически насыщенный язык Барбера, и тенденция к
экономному обращению с выразительными средствами и кульминациями стала
характерной для всего зрелого творчества композитора.
Умер Барбер в Нью-Йорке 23 января 1981.
|