Древнерусский
струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и
натянутыми на них тремя-четырьмя струнами, вышедший из употребления в
народном быту. Наибольшее распространение имела в XVI - XVII веках. Она
принадлежит семейству так называемых тамбуровидных инструментов,
происхождение которых относится к глубокой древности. Большинство
тамбуровидных отличается одинаковым приёмом игры на них, то есть
способом извлечения звуков посредством плектора - коры, пера, кости или
панциря черепахи Исчезновение этого инструмента из быта русского народа
можно обусловить жестокой борьбой Православной Церкви и самодержавия со
скоморохами, которые тогда являлись практически, единственными
профессиональными музыкантами, а домра - их преимущественным
инструментом. В то время груды народных инструментов сжигались, а
исполнители публично истязались (по свидетельству Адама Олеария). Так
или иначе, с середины XVII века нет ни одного упоминания о домре.
Даже рисунков её не сохранилось.
По всей вероятности, балалайка, заступившая на место домры, полностью взяла на себя её музыкально-инструментальные функции.
Лишь
в самом конце XIX века руководитель первого оркестра русских народных
инструментов В.В. Андреев, интересовавшийся не только балалайкой, но и
другими русскими народными инструментами, нашёл изображение домры и по
нему восстановил инструмент, а потом создал вместе с мастером С.И.
Налимовым целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек (домра
пиколло, домра малая, домра альт, домра бас).