Из
песен и поэм Средневековья можно узнать об арфе гораздо больше, чем о
любом другом инструменте. Она всегда подсознательно связывалась с
античным миром, с легендарным Орфеем, с неким Золотым Веком вообще.
Иные инструменты звучали и на торжествах и при дворе, но петь и играть в личных покоях короля было позволено только арфисту.
Очень
распространено было и любительское использование арфы. Тремя наиболее
необходимыми приобретениями для благополучного семьянина считались на
Британских островах “добродетельная жена, мягкое кресло и настроенная
арфа”.
Существовало множество разновидностей этого
инструмента. Отсюда и различие манеры и типов виртуозности. Особенно
это было явно в Англии, Ирландии и Уэльсе. Ирландцы обладали наиболее
сильной традицией в этой области. Еще в XII в. отмечались “ живость и
сладостная гармония ирландцев”. Для кельтской арфы характерны
металлические (иногда серебряные) струны и трапециевидный выпуклый
корпус.
Уэльские арфы с плоским резонаторным корпусом и волосяными струнами ирландцы презрительно называли “зуделками” (buzzers).
Тем не менее, на попытку объединить английскую разновидность арфы с
ирландской (выпуклый корпус и жильные струны), уэльский арфист Дэвид аб Гвилим
(XIV) заявил, что она “способна лишь визжать, как выжившая из ума
ирландская ведьма”, а “ее остов и хрипучий звук созданы для дряхлого
англосакса”.
C середины XV века арфу вытесняет лютня, и новый расцвет арфового (уже классического) исполнительства наступит лишь в XIX веке. |